Будет жарко

26 октября 2011 

В январе 2012 года «КАМАЗ-мастер» при поддержке ВТБ стартует в главном ралли-рейде года. Выигрывать «Дакар-2012» в составе российской команды поедут только молодые гонщики. На «тренерскую работу» в феврале этого года перешел Владимир Чагин, и вот к нему присоединился двукратный победитель «Дакара» Фирдаус Кабиров. Новый состав боевых экипажей команды «КАМАЗ-Мастер» на ралли «Дакар 2012» озвучил ее бессменный руководитель Семен Якубов.

«Три боевых машины поведут Эдуард Николаев, Айрат Мардеев и Андрей Каргинов, на техничке сопровождения, как обычно, поедет Ильгизар Мардеев, – заявил Якубов на специально созванной пресс-конференции. – В команде происходит естественный процесс смены поколений, и наши молодые пилоты окрепнут быстрее, если будут знать, что им не на кого рассчитывать, кроме самих себя». 

Молодежь в экипажах «КАМАЗ-мастер» «разбавят» опытнейшие штурманы Сергей Савостин, Айдар Беляев и Андрей Мокеев. В качестве тим-менеджера помимо самого Якубова выступит еще и Владимир Чагин, прокомментировавший решение руководства команды в эксклюзивном интервью. 

– Владимир, и все же почему в составе команды отсутствует победитель «Дакара» 2005 и 2009 гг Фирдаус Кабиров? 

– Команда приняла волевое решение обойтись без ветеранов 

– Не кажется ли вам такое решение слишком рискованным и даже авантюрным? Все-таки потеря за один год двух первых пилотов невосполнима даже для «КАМАЗ-мастер»… 

– Конечно, нашей молодежи придется нелегко, но мы в них верим. Даже несмотря на то, что соперники у них будут очень серьезные. Будущий «Дакар» наравне с нашими пилотами вполне могу выиграть чех Алес Лопрайс, голландцы Жерар де Рой и Ханс Стейси, немец Франц Эхтер. Конкуренция острейшая. Но, повторюсь, за нашими с Фирдаусом спинами молодежь не будет прогрессировать столь стремительно. Поэтому не стоит драматизировать ситуацию. Если вернуться в прошлое, для меня «Дакар» вообще стал дебютным ралли-рейдом, ведь тогда даже чемпионаты России не проводились. Но руководитель команды Семен Якубов доверил мне кресло пилота, а сам сел рядом штурманом. Мне было всего 25 лет, давила огромная ответственность. Но, наверное, именно эта ответственность и мобилизовала организм, предопределила быстрый рост мастерства, поспособствовала раннему взрослению. 

– Думаете, камазовская молодежь готова к борьбе на высочайшем уровне? Как оцениваете выступление молодых пилотов команды на ралли «Шелковый путь-2011», что показала гонка? 

–Для начала не забудем, что Эдик Николаев отлично прошел свой дебютный «Дакар» еще в январе нынешнего года. Просто завершить этот самый сложный ралли-рейд в мире с первого раза – большое достижение. А уж попасть в призовую тройку на дебютном «Дакаре» – невероятный успех. Эдуард прогрессирует не только с каждым годом, но и с каждым месяцем. Очень хорошо, без ошибок пилотирования прошел «Шелковый путь» Айрат Мардеев, жаль, что его два раза подвела техника. Конечно, говорить о том, что он уже сейчас готов сражаться на равных с лучшими пилотами мира рановато, но все предпосылки к этому есть. Хорошо зарекомендовал себя и Андрей Каргинов, его третье место на «Шелковом пути» говорит само за себя. На «Дакаре-2012» нашу молодежь будет поддерживать опытнейший экипаж Ильгизара Мардеева, думаю, мы вправе рассчитывать на неплохой результат. 

– От «КАМАЗ-мастер» ждут только побед, но с учетом омолаживания состава, на какой результат стоит рассчитывать болельщикам команды? 

–Мы будем довольны, если все три боевых экипажа доберутся до финиша. Победить в дебютном «Дакаре» еще не удавалось никому, главное – пройти всю дистанцию. Поэтому финиш в первой десятке будет достойным результатом для каждого из наших молодых пилотов. В первой пятерке – великолепным. 

– «КАМАЗ-мастер» известен своей четкой командой тактикой, каждый пилот знает, что ему делать на трассе. Какую тактическую «схему» готовите сейчас? 

– Об этом говорить преждевременно, ведь российскую прессу почитывают и наши конкуренты (с улыбкой). Но основная задача для каждого экипажа проста – пройти ралли ровно, не совершать грубых ошибок, попытаться не дать уйти в отрыв главным соперникам. 

– Готовите к «Дакару» новый грузовик? Или молодежь пойдет в бой на уже проверенных модификациях?

– У Эдика Николаева и Айрата Мардеева будет машина той же конструкции, что и у меня на последнем «Дакаре». С минимальными модификациями. Машина быстрая, надежная и обкатанная. Андрею Каргинову «по наследству» достался грузовик Николаева, а Ильгизар Мардеев не меняет свою «техничку» последние четыре года. 10 октября машины ушли на предварительную техническую проверку во Францию, откуда паромом отправятся в Южную Америку. 

– Минимальные модификации не включили в себя установку кондиционеров, как это планировалось полгода назад? 

– К сожалению, пока от этой идеи пришлось отказаться, хотя мы протестировали несколько видов кондиционеров. Установка «холодильного агрегата» прибавляет грузовику около 40 кг «живого» веса, а ведь в нашем виде спорта каждый грамм на счету. К тому же кондиционер уменьшает мощность мотора. Так что пусть пока наша молодежь немного «попарится», чтобы «жизнь медом не казалась» (со смехом). В конце концов, мы двадцать лет без кондиционеров ездили и ничего, живы пока… 

– Самого за «баранку» не тянет? Как вам на гражданке? 

– Даже в период активной спортивной карьеры моя жизнь на 90% состояла из обычной повседневной работы, а не наматывания кругов за рулем гоночного грузовика. «КАМАЗ-мастер», прежде всего, производственный коллектив со своим заводом по выпуску автомобилей. В кругу задач – обыденная административная, хозяйственная, организационная деятельность. Все как у всех. Тестирование машин начинается только накануне соревнований. Поэтому в моей жизни мало что изменилось. Разве что во время гонок я буду садиться за руль машины сопровождения, а не боевого грузовика. Куда важнее передать весь скопленный за годы соревнований опыт новому поколению гонщиков, потому что эти знания принадлежат не только мне, но и всей команде.

– Неужели не скучаете по скорости и бездорожью? 

– Иногда ностальгия присутствует. Но из спорта надо уходить вовремя. Мне не в чем себя упрекнуть, я отдавался гонкам на 200%, добился всего, что мог. Наверное, если бы я гнался за рекордами, смог бы чуть больше. Однако я бы завершил спортивную карьеру еще раньше, если бы был абсолютно уверен в готовности нашей молодежи «подхватить эстафетную палочку». Сейчас наши молодые пилоты возмужали, набрались опыта, поэтому нет никакой нужды держать их в запасе. Наоборот, пришло время уступить им дорогу. Они окрепнут еще быстрее, если им не придется «дышать старикам в спину». – И все же, не исключаете для себя возможности когда-нибудь возобновить гоночную карьеру?

– Нет, решение завершить спортивную карьеру я принимал обдуманно, можно сказать «вынашивал» годами. Это ни какой-то сиюминутный каприз. Решение окончательное и обжалованию не подлежит. 

Текст: Даниил Хоптенко