«Дакар-2019»

РЕЗУЛЬТАТЫ:

1 место, экипаж № 500 пилот Э. Николаев; штурман Е. Яковлев; механик В. Рыбаков
2 место, экипаж № 514 Пилот Д. Сотников; штурман Д. Никитин; механик И.Мустафин.

17 января в столице Перу завершился международный ралли-марафон Дакар-2019. Российские экипажи спортивной команды «КАМАЗ-мастер» Эдуарда Николаева и Дмитрия Сотникова заняли в экстремальной гонке первое и второе место.  Бронзу гонки завоевал голландец Жерар Де Рой (Iveco).

Победное выступление россиян стало 16-м чемпионством “КАМАЗ-мастера” в этом сложнейшем ралли-марафоне и превратилось в знаковое событие к 50-летию завода «КАМАЗ». Спортивная школа и командные ценности коллектива вновь оказались на высоте.

Всего на старт «Дакара-2019» вышло 334 спортивных экипажа из 61 страны, в том числе 41 спортивный грузовик. В категории грузовиков на титул чемпионов «Дакара» в этом году кроме «КАМАЗ-мастера»  претендовали не менее 10 топ-экипажей. Наибольший прессинг российские экипажи с самого начала гонки  испытывали со стороны таких опытнейших пилотов как Жерар Де Рой (IVECO), Федерико Виллагра (IVECO), Мартин Ван Ден Бринк (RENAULT), Мартин Мацик (LIAZ), Алеш Лопрайс (TATRA), Тон Ван Генугтен (IVECO), Сергей Вязович (МАЗ), Мартин Коломы (TATRA) и др.

Организаторы гонки сделали все, сорок первый по счету «Дакар» надолго запомнился участникам сложностями маршрута. Процент схода участников во всех категориях был необычайно высоким. До финиша в Лиме доехало лишь 35 процентов (!) экипажей стартовавших в грузовом зачете. В основной своей части маршрут гонки был проложен по пустынным районам и дюнные участки составили около 70 процентов трассы. После старта в Лиме последовали 10 этапов с перерывом на день отдыха 12 января в Ариекипе. Общая протяженность маршрута – 5600 километров, из них почти 3000 километров - спортивные спецучастки. Традиционно маршрут гонки включал в себя марафонский этап (4 и 5 день гонки): 10 января участников автомобильной и грузовой категорий ждал бивуак в Такне, где экипажам пришлось обойтись без помощи команд механиков.

 Команда «КАМАЗ-мастер» участвовала в «Дакаре-2019» составом в четыре «боевых» автомобиля:

№ 500 Пилот Эдуард Николаев; штурман Евгений Яковлев; механик Владимир Рыбаков.

№ 502 Пилот Айрат Мардеев; штурман Дмитрий Свистунов; механик Ахмет Галяутдинов.

№ 514 Пилот Дмитрий Сотников; штурман Дмитрий Никитин; механик Ильнур Мустафин.

№ 518 Пилот Андрей Каргинов; штурман Андрей Мокеев; механик Игорь Леонов.

В связи с изменениями в регламенте «Дакара» ограничивающими максимальный объем моторов в грузовом зачете с 2019 года 13 литрами, команде фактически пришлось заново сконструировать новую машину, ставшую носителем новейших разработок, современных спортивных технологий и тридцатилетнего опыта выступлений команды во внедорожных ралли. В новом грузовике, увидевшем свет в мае 2018 года и получившем индекс КАМАЗ-43509 использован рядный шестицилиндровый мотор. Этим в основном и были продиктованы существенные изменения в конструкции автомобиля.

С самого начала гонки спортивные экипажи «КАМАЗ-мастер» задали очень быстрый темп в гонке ошеломив соперников и заставив их ошибаться.  Перуанские дюны, из-за сильной жары рыхлые и трудные для прохождения, в свою очередь также спутали карты практически всем, в том числе командам топ-дивизиона. Множество переворотов, застреваний, поломок и прочих нештатных ситуаций создали разрывы во времени между традиционным лидерами зачетов вылившиеся в часы вместо привычных для начала «Дакара» минут. Российские экипажи также теряли время, несколько раз серьезно увязнув в песках. Не обошлось и без технических проблем. Но грамотная командная тактика «КАМАЗ-мастера» и взаимовыручках обеспечили команде лидерство в грузовом зачете. Казалось бы комфортные запасы по времени к середине гонки уже обеспечили российской команде призовые места. Но события стали развиваться таким образом, что по сути вторая часть гонки после дня отдыха началась с чистого листа. На 5-м этапе ралли на грузовике экипажа Андрея Каргинова вышел из строя редуктор переднего моста, экипаж ехал на заднем приводе, с большим трудом преодолевая дюны. На одном из сложных подъемов в песках собралось большое количество хаотично стоявших групп зрителей. Пилот пытался преодолеть подъем и объехать находившуюся на дюне группу людей. Зрители стали убегать с траектории движущегося грузовика. Но один из них споткнулся в мягком песке и ногой попал под заднее колесо машины. Пилот не видел этого момента и о случившемся узнал только по приезду на бивуак. На следующий день Владимир Чагин и Андрей Каргинов посетили пострадавшего с переломом ноги болельщика в больнице. Несмотря на то, что стороны абсолютно тепло поладили в данной ситуации, со стороны организаторов гонки последовало неоднозначное решение о дисквалификации экипажа Андрея Каргинова с соревнований под предлогом, что экипаж не остановился для оказания помощи.

К этому добавилось то, что в день отдыха на машине Айрата Мардеева были обнаружены трещины в блоке цилиндров двигателя. После детального анализа ситуации руководство команды приняло решение не рисковать и не выпускать на оставшиеся спецучастки экипаж Айрата Мардеева, так как в случае вероятного дальнейшего разрушения блока цилиндров автомобиль было бы невозможно эвакуировать из труднопроходимых сыпучих дюн перуанской пустыни.

Команда “КАМАЗ-мастер” осталась в гонке двумя экипажами – Эдуарда Николаева и Дмитрия Сотникова. Учитывая, что впереди были 5 дней экстремального маршрута обратно в Лиму, соперники россиян, в первую очередь голландская команда IVECO DE ROOY усилили натиск, пытаясь изменить положение в таблице генеральной классификации. Двум экипажам “КАМАЗ-мастера” пришлось противостоять порядка десяти постоянно атакующим экипажам разных команд.

Хаотичные следы оставленные участниками в предыдущие дни в условиях частой смены курсов серьезно затрудняли работу штурманов. Механикам в условиях экстремальных нагрузок приходилось быть особенно внимательными к работе систем и агрегатов, постоянно регулировать давление в шинах, чтобы не допустить застреваний и следить за температурой моторов. Пилотам очень тяжело пришлось в первую очередь психологически. Цена даже маленькой ошибки в коварных песках слишком высока – застревание или падение машины на бок могло свести на нет все достижения предыдущих дней гонки. Но тактика прохождения этапа в паре двумя машинами помогла, так например на этапе Ариекипа – Сан Хуан Де Маркона к завалившемуся на бок грузовику Эдуарда Николаева почти мгновенно подъехал экипаж Дмитрия Сотникова. Уже через 4 минуты обе машины уже продолжили движение.

Наиболее драматично складывалась ситуация 14 и 15-го января. Сначала из-за технических проблем (была повреждена магистраль высого давления рулевого управления) экипаж Дмитрия Сотникова потерял более часа на кольцевом этапе в Сан Хуан Де Марконе. На следующий день лидерские группы в мотоциклетном (10 экипажей), автомобильном (10 экипажей) и грузовом зачете (5 экипажей) стартовали на 2 часа раньше, чем остальные участники. По задумке устроителей ралли это должно лишить лидирующих спортсменов поддержки сокомандников стартующих позже. К сожалению результаты предудущего дня раскидали экипажи Э. Николаева и Д. Сотникова по разным группам. Эдуард Николаев стартовал в первой пятерки в компании с белоруссом Сергеем Вязовичем (МАЗ) и тремя (!) Iveco команды Жерара Де Роя (сам Жерар Де Рой, Федерико Виллагра и Маурик Ван Хювель). Случись нештатная ситуация, помощь Николаеву от стартовавшего позже экипажа Сотникова подоспела бы не ранее, чем через два с половиной часа.  И к сожалению такая ситуация действительно произошла. Российский экипаж застрял в непроходимом песчаном “пухляке”. Тем не менее, потеряв почти час времени, экипаж все же смог самостоятельно вырваться из ловушки и нарастив темп минимизировать временные потери от случившейся неудачи.  

В итоге задача «довезти» результат до финиша в Лиме была выполнена. Несмотря на мощный прессинг соперников, непредсказуемые и тяжелейшие в прохождении перуанские дюны, которые в любой день могли внести коррективы в таблицу классификации, командная тактика, самоотверженный труд всего коллектива команды и, конечно, поддержка болельщиков помогли в достижении замечательного командного результата: золото и серебро Дакара-2019 отправляются в Россию.

Комментируя результаты гонки, руководитель команды “КАМАЗ-мастер” Владимир Чагин сказал: «Две недели тяжелейшей гонки в Перу благополучно завершились. Дакар-2019 запомнится своей экстремальной сложностью. Все это время мы чувствовали огромную ответственность перед российскими болельщиками, партнерами команды. Острая борьба держала всех  в напряжении до последнего дня гонки. Для нас было важно доказать преимущество российской техники и нашей автоспортивной школы. Особенно приятно, что нам удалось завоевать эту победу в год пятидесятидесятилетия завода «КАМАЗ».



Мы в Instagram
1