ПАО «КАМАЗ»

История команды «КАМАЗ-мастер» – это история вхождения и развития камазовского бизнеса, а также продвижения и укрепления мировой марки автозавода на Каме на международных автомобильных рынках с помощью уникального инструмента – спортивной команды. Команды, созданной проторить международную колею для продукции с маркой КАМАЗ, проявив все ее достоинства и возможности на трассах супермарафонов, и в первую очередь, в розыгрыше Кубка мира по внедорожным ралли-рейдам. Этот завораживающий, и вместе с тем неповторимый по сложности и трудностям вид автомобильного спорта не знает ни границ, ни расстояний. Его маршруты пролегают через десятки стран и целые континенты. За ним заинтересованно следят миллионы поклонников, в его орбиту вовлечены не только выдающиеся спортсмены, признанные во всем мире автомобильные корпорации, но также бизнесмены и высшие государственные деятели многих стран, в том числе лично знакомый с командой Президент России В. Путин.

Автомобили КАМАЗ  поставляются более чем в 60 зарубежных стран. Ежегодно Камский автозавод признаётся лучшим экспортером российского автопрома. Мало кто задумывается над тем фактом, что основные экспортные пути коммерческих большегрузов с берегов Камы идут в те страны и регионы, в которых непосредственно или рядом проходили трассы супермарафонов.

История команды «КАМАЗ-мастер» – это история полноприводных автомобилей КАМАЗ, специально создаваемых для всех дорог и условий. Трассы супермарафонов стали самым уникальным полигоном для испытаний новейших инженерно-конструкторских разработок в экстремальных эксплуатационных условиях.

Многие из них легли в основу модернизации существующих и создания новых перспективных моделей внедорожников многофункционального назначения – как для МО России, МЧС, так и для сугубо мирных отраслей российской экономики. Более того, накопленный командой опыт позволяет камскому автозаводу эффективно решать сложнейшие производственные проблемы.

О помощи команде – один из примеров. Согласно установкам перед началом Дакара-2007 российские гонщики должны были решить сложнейшую проблему – отказаться от центрального расположения двигателя на спортивных грузовиках и установить его над передней осью. При чрезвычайном дефиците времени камазовцы сумели внести все конструктивные изменения и на этом единственном неиспытанном грузовике, выиграть гонку. Далее организаторы Дакара потребовали провести омологацию уже 15 автомобилей КАМАЗ – аналогов спортивному грузовику. Именно такое количество автомобилей в соответствии с новым регламентом должно было подтвердить серийную родословную гоночных грузовиков с берегов Камы, и явиться их допуском к участию в очередном дакаровском ралли. Журналисты окрестили подобную тактику давления на российских гонщиков как «технический террор». Ответом ему стала беспрецедентная акция камского автозавода, в которой были задействованы все основные предприятия.

Однако, благодаря интенсивным работам по подготовке конструкторской и технической документации и параллельной подготовке производства и выпуску необходимых комплектующих, 15 аналогов спортивного автомобиля КАМАЗ были изготовлены и омологированы вовремя. Работая на команду, камский автозавод приобрел опыт ускоренного метода разработки грузовиков, когда весь цикл от начала проектирования нового автомобиля на основе базовых моделей и до ввода его в серию, обычно длящийся несколько лет, занимал бы не более полугода. Таким образом, отрабатывается и схема взаимодействия заводов «КАМАЗа» при экстренном изготовлении коммерческих грузовиков по срочным заказам потребителей.

К победному пьедесталу «Дакара» вот уже который год рвутся экипажи грузовиков, несущих эмблемы самых известных мировых производителей автомобильной техники – Мерседеса, МАНа, Рено, Мицубиси, Татры, Ивеко, Дафа… Пока только чешским автогонщикам удалось хоть сколько-нибудь приблизиться к результатам камазовских спортсменов. Надо ли говорить о престиже, который несёт команда бренду?

О выгоде сотрудничества можно сегодня спросить ярославских моторостроителей, специалистов немецкого концерна «Цанрад фабрик» – производителей КПП, изготовителей ГСМ, шин, тормозной аппаратуры, электроники и т.д. Суть одна – техническое сотрудничество с командой позволяет всем создавать продукцию мирового уровня, поддерживать её имидж, расширять рынки сбыта. Имена и торговые марки ассоциируются со спортивными достижениями команды. Кроме того, они присутствуют в виде фирменных знаков, эмблем на бортах спортивных грузовиков, аксессуарах,  одежде гонщиков. Гоночный грузовик – это не только испытательная лаборатория, но и универсальный рекламный стенд на колесах. Какими средствами и как можно обрести подобный способ распространения рекламы – сразу по нескольким континентам и десяткам стран? А если прибавить к этому многочисленные брифинги, пресс-конференции, встречи в период подготовки к соревнованиям, во время их проведения и после финиша с многочисленными СМИ, представителями властей и бизнесменами, где речь всегда идет и о партнерах команды? Всё это, вкупе с рекламными буклетами, фотоальбомами, видеофильмами и множеством подобной продукции является весомым подспорьем в арсенале рекламных средств команды, ее спонсоров и партнеров. Эти взаимовыгодные отношения позволяют объединить опыт и возможность команды с желанием партнёров реализовывать как совместные, так и самостоятельные проекты. Многие из них, как показывает практика, дают уникальную возможность для чрезвычайно выгодного размещения инвестиций.

«Команда «КАМАЗ-мастер» – это плоть от плоти нашего автозавода, она насквозь проникнута его духом, - часто говорит генеральный директор «КАМАЗа» Сергей Когогин. - Этим надо дорожить. «КАМАЗ» стоял, стоит и будет стоять за командой».

Когда говорят, что за командой «КАМАЗ-мастер» стоит весь «КАМАЗ» – это аксиома. Автозавод делает всё возможное, чтобы обеспечить техническую боеготовность  команды. Большинство его предприятий так или иначе завязаны в технологической цепочке по выполнению заказов отдела специализированной техники. Причем, эта работа, а производство каждой детали всегда носит отпечаток ноу-хау, требует от производителей особого творческого подхода. В первую очередь это относится к автомобильному заводу, производящему мосты для спортивных грузовиков, ремонтно-инструментальному и прессово-рамному заводам, «завязанным» на производстве рамы и кабин.

С особой силой работа всех предприятий «КАМАЗа» в одной связке с командой проявилась при создании гоночного грузовика КАМАЗ-4911. Подобную ситуацию по энтузиазму, творческому настрою можно было сравнить разве что с выпуском первого камского грузовика. Реализация этого чрезвычайно сложного по срокам и сложности поставленных задач проекта потребовала аналогичной самоотдачи сотен рабочих, специалистов и менеджеров, начиная от  генерального директора автозавода, руководителей его подразделений и заканчивая рядовым слесарем–сборщиком на участке сборки нового автомобиля.

Работая над этим уникальным проектом, «КАМАЗ» приобрёл опыт ускоренного метода разработки грузовиков. Весь цикл – от начала проектирования на основе базовой модели и до ввода в серию, длящийся обычно несколько лет, - занял около полугода.

Камский автозавод в лице его молодых работников-энтузиастов с самого начала своей деятельности активно культивировал различные виды спорта, и в первую очередь автомобильные: багги, ипподромные гонки на легковых автомобилях, кросс, классическое ралли, кольцевые гонки на грузовиках в рамках чемпионата Европы. Именно в те годы, а это была середина 80-х, у одного из создателей команды Семёна Якубова и его партнёра по автогонкам Фирдауса Кабирова родилась идея испытать себя в новом виде спорта, прежде недостижимом для российских гонщиков – автомарафоне «Париж-Дакар».  Так, 23 года назад, в 1990 году, команда впервые, причем, на серийных грузовиках, выехала на трассу легендарного автомарафона.

К середине 90-х камский автозавод начал входить в рынок. Это обстоятельство совсем по-другому высветило значимость участия команды раллистов в международных гонках, и в первую очередь в трансконтинентальном супермарафоне «Париж-Дакар», спортивных успехов команды «КАМАЗ-мастер» и ее роли в бизнесе автозавода. Тогда и родилась концепция: с помощью уникального маркетингового инструмента – спортивной команды – в кратчайшие сроки обеспечить имидж и международное признание торговой марки ПАО «КАМАЗ», которые бы способствовали продвижению его продукции и услуг на зарубежные рынки, укреплению статуса крупнейшего производителя конкурентоспособной грузовой техники.

Эта цель могла быть обеспечена только реализацией двух, тесно взаимосвязанных между собой задач: созданием гоночной техники с маркой «КАМАЗ», не уступающей по техническим и эксплуатационным качествам лучшим мировым аналогам и убедительными победами на самых трудных и престижных международных соревнованиях.

После триумфальных побед команды «КАМАЗ-мастер» торговая марка ПАО «КАМАЗ» получила всемирную известность и признание, уверенно позиционируется как бренд предприятия, выпускающего конкурентоспособную продукцию, которая отвечает требованиям современного потребителя. Команда сама, как рыночный продукт, имеет сегодня собственный раскрученный бренд, привлекательный для бизнеса, бренд высшей пробы, которому нет пока равных в международных ралли в классе грузовиков. Это очень существенная добавленная стоимость к торговой марке предприятия. Единственная подобная стоимость в российском автопроме. Подобная репутация, сформированная с участием команды «КАМАЗ-мастер», оказывает несомненное влияние на состояние камазовского бизнеса.

Неизмеримо вырос интерес и к самой команде – и спортивный, и общественный, и деловой. Сегодня в орбиту деловых отношений с командой втянуты десятки отечественных и зарубежных производителей автомобильных компонентов, аксессуаров и расходных материалов. Десятки деловых партнеров команды считают за честь разместить на бортах гоночных грузовиков логотипы своих фирм, ассоциируя их с победами камазовских гонщиков. Организаторы российских и международных автосалонов за такую же честь считают иметь в числе самых привлекательных экспонатов гоночные грузовики КАМАЗ. Многие деловые контакты команды превращаются в перспективные проекты для всего автозавода.

Одна из главных причин феноменального успеха команды - поддержка со стороны завода, у которого бывали, мягко говоря, не самые благополучные времена, но который от своего спортивного подразделения никогда не открещивался. Генеральный директор «КАМАЗа» Сергей Когогин пристально следит за каждой гонкой и обязательно лично поздравляет команду, которую считает одним из камазовских приоритетов, с успехом. Именно он в своё время создал добрую традицию встречи и чествования команды на финише самого знаменитого в мире ралли-рейда. С тех пор десятки россиян с надеждой и радостью ежегодно ждут появления спортивных КАМАЗов у заветного рубежа. Это очень красивое и впечатляющее зрелище: сплочённый коллектив болельщиков, облачённых в футболки фирменных цветов команды, возле подиума «Дакара» славит своих любимых спортсменов, размахивая флагами России и Татарстана. Искренняя радость и кипучая энергия, идущая от группы поддержки, по словам самих спортсменов, позволяет им в полной мере почувствовать сладкий вкус победы. Сергей Анатольевич в первые же дни своего пребывания на этом посту, приняв многие проблемы спортивного коллектива на себя, сказал простую, но ёмкую фразу: «Побеждает тот, у кого лучшая техника и лучшие гонщики». После чего день за днем, месяц за месяцем, последовательно и целеустремленно создавал все необходимые условия для нормальной и эффективной деятельности «КАМАЗ-мастер».

 Сайт компании www.kamaz.ru

 

 




Мы в Instagram
1