Фаиз Ильясов: «В основе всего, что ты делаешь - должна лежать человеческая порядочность»

17.07.2008


В родном коллективе его считают крепкой личностью со сложным характером, педантичным профессионалом с которым непросто работать и тяжело спорить, ибо свою принципиальную позицию он готов отстаивать до конца. Но руководитель команды «КАМАЗ-мастер» Семен Семенович Якубов убежден, что феномен Фаиза Анасовича Ильясова просто нужно понять. А единожды поняв - правильно выстраивать профессиональные и личные отношения с этим по-настоящему незаменимым человеком, который берясь за любое дело отдается ему полностью, без остатка, не щадя ни себя, ни коллег. Основатель прославленного коллектива знает о чем говорит, ибо работает с Ильясовым с конца семидесятых годов. Традиционно полагаясь на него в самых трудных и неожиданных делах. Фаиз Анасович прекрасно помнит как это было:

— В 1987 году Семен Семенович попросил меня возглавить строительное направление в НТЦ. Я честно ответил ему, что никогда не занимался подобной деятельностью, и получил ответ - что ему нужен именно такой человек как я, который не знаком со спецификой дела, но готов отдать ему все свои силы и энтузиазм. Чем он руководствовался при принятии такого решения, я точно сказать не могу, скорее всего, полагался на интуицию. И не хотел формального стандартного подхода к работе, делая ставку на свежие решения. Меня он успел прекрасно изучить еще в те годы, когда был главным инженером Автосборочного завода, а я - его заместителем. Поэтому, снова начав работать вместе, мы построили первый, десятый и седьмой блоки Научно-технического центра плюс жилой дом для сотрудников, на 144 квартиры.

Фаиз Анасович неизменно характеризует своего нынешнего шефа как человека способного «открывать двери, которые никто до него не открывал и после вряд ли сможет открыть». И это не лесть, и не пустая похвала. В преддверии шестидесятилетнего юбилея, вспоминая трудовую биографию, Ильясов щедро сыплет фамилиями, именами, не забывая никого из многочисленных специалистов, с кем сводила его жизнь, стремясь в лучшем свете выделить профессиональные и личные качества этих людей. Что говорит само за себя, показывая какое сердце прячет за маской внешней невозмутимости этот «сложный человек».

— Мне довелось работать с гигантами, которые запустили «КАМАЗ» и своими титаническими усилиями создали ему мировую славу. Например, таким был первый генеральный директор предприятия Лев Борисович Васильев. Он довел количество выпускаемых на автозаводе грузовиков до 80 тысяч в год. Мы жили в социалистической стране, и эти цифры были продиктованы отнюдь не соображениями коммерческой выгоды, а стратегической необходимостью государства. Помню, как Лев Борисович преподал нам - своим молодым подчиненным - яркий урок того, как нужно управлять производством. Я тогда возглавлял цех комплектации и сдачи Автомобильного завода. К концу месяца в моем цехе находились пятнадцать автомобилей, стоявших без платформ, их не успели вовремя поставить. Васильев приехал на завод в воскресенье, собрал всех и сообщил, что решил вопрос и буквально через тридцать минут платформы привезут. Но поставил условие: новые грузовики нужно было отправить в сбыт в тот же день, буквально через пару часов. У нас не было такого количества людей, чтоб одновременно начать работать над пятнадцатью грузовиками. На наше возникшее недоумение генеральный ответил, что уладит и эту проблему. Помню, мы только начали по всему производству собирать специалистов, как вдруг услышали протяжный гул сирен. Я хоть сам человек не робкого десятка, но по моей спине пробежал холодок. Подъехали несколько пожарных машин, из одной вышел майор и доложил, что он и его люди, по договоренности с Васильевым, направлены к нам помогать в сборке... Работу мы выполнили в срок. Спустя годы я часто думал, для чего Лев Борисович пошел на такой шаг. В конце концов, эти оставшиеся пятнадцать машин большой роли не играли. И пришел к выводу, что его замысел состоял в том, чтобы наглядно продемонстрировать, что не существует вопросов, которые невозможно решить.

Подобному отношению не только к работе, но и к жизни Фаиза Ильясова научил «КАМАЗ». Где он, по его словам, никогда не встречал слабых руководителей, они здесь просто не приживались. Зато с просторов всей огромной России, съезжались лучшие из лучших, у которых всегда было чему научиться. Тогда меньше двенадцати часов в сутки никто не работал. В жизни нашего героя был период, когда совещания проводились ежедневно, в 22:30 , исключения делались только для суббот и воскресений, на работу приходили к шести утра. Он не помнит такого дня, когда можно было отложить дела, остановиться, расслабиться - производственный план постоянно требовал наращивать темпы. Правда и заработной платой камазовцев никто не обижал, во времена, когда триста рублей считались хорошей зарплатой, квалифицированные камазовские механики зарабатывали по 1000-1200 рублей.

— На предприятии сложилась своя уникальная среда. Мой характер формировался именно там, принципы, отношение к жизни и делу, привычки - все это выкристаллизовалось из взаимоотношений людей, работавших на КАМАЗе. Я в принципе не склонен прогибаться под проблемы и обстоятельства, но именно на нашем заводе я научился противостоять сложностям без грубости и хамства. Убежден, что в основе любых действий человека должна лежать порядочность. Где бы ты ни был: на работе, дома, на автостраде за рулем автомобиля.

У каждого человека в его жизни бывает то, что он называет «звездный час» или «лебединая песня». Для Фаиза Анасовича таким периодом были пять лет с 1978 по 1983 годы, когда он руководил цехом комплектации и сдачи Автомобильного завода. Это было сложное, но интересное время, подведоимственное Ильясову подразделоение было финальным в технологической цепочке производства автомобилей и к нему было приковано особое внимание.

— От нашей работы, в принципе, зависел весь имидж КАМАЗа. Это было очень серьезно. Лев Борисович заходил ко мне практически каждый день в ходе обхода предприятия. Обстановку он знал досконально и без меня, но всегда хотел, чтобы мы - руководители цехов, излагали ему свое видение ситуации, что очень дисциплинировало нас. За свой цех я получил орден Знак Почета, кстати, в один год с Семеном Семеновичем. И выговор от союзного министра автомобильной промышленности за то, что не успел вовремя внедрить новые технологии. Меня после этого коллеги только по плечу хлопали, мол, гордись, от такого зубра получить выговор - большая честь! Ритм в то время был настолько бешенным, что у каждого руководителя в арсенале хватало и наград, и порицаний.

Судьба Фаиза Анасовича распорядилась так, что ему всю жизнь приходилось проявлять себя в самых разных ипостасях: преподаватель, инженер, производственник, строитель. Затем он плотно занялся наукой, разрабатывая и внедряя стандарты технологии производства. И тут в 2003 году его вновь позвал Семен Семенович Якубов - строить Спортивный Центр команды «КАМАЗ-мастер»

— Когда он впервые пригласил меня к себе и предложил заняться Спортивным Центром , я ответил прямо: Семен Семенович, на предприятии - кризис, люди ходят хмурые, я не верю, что у нас может что-то получиться, поэтому отказываюсь. Прошло месяца два - три и он снова вызывает меня к себе по тому же вопросу. Тогда я понял, что он ни за что не отступится от этой идеи, и, зная его талант убеждения, поверил, что он способен решить все проблемы, в том числе и найти деньги для финансирования проекта. Работать над Спортивным Центром было очень интересно, важно что в создании его общей концепции участвовали сами спортсмены, предлагая идеи, которые систематизировались, обсуждались. В итоге было сформировано окончательное решение.

Новый Спортивный Центр был построен на основе недостроенного дизайнерского корпуса и актового зала, что стояли без крыш, залитые водой, утопая в грязи. По словам Семена Семеновича Якубова, взявшись за работу, Фаиз Анасович буквально стал жить на объекте, очень часто оставаясь там ночевать. Он быстро нашел общий язык со строителями, отыскал необходимых подрядчиков. Только теперь, когда Спортивный Центр превратился в стильный и комфортный дом для всей команды «КАМАЗ-мастер», сравнивая то, что было, и что есть сейчас, можно понять, какой титанический труд вложен во все это, с каким упорством и желанием возводились эти стены. Что не удивительно. Трудолюбие и упорство - это «фирменные» качества человека, которого зовут Фаиз Анасович Ильясов.