Взят штурманом

Газета "Столица С" 8.03.09

КАМАЗ-мастер» — единственная в России команда, добившаяся успехов в автомобильном спорте. Шутка ли — девять раз выиграть популярнейшую гонку планеты «Дакар»! Почти на каждом финише пилоты команды оккупируют пьедестал. Вклад в развитие отечественного автоспорта вносит и уроженец Мордовии — молодой, подающий большие надежды штурман гоночной команды «КАМАЗ-мастер» Вячеслав Мизюкаев. О своем участии в ралли-марафоне «Дакар» и новых серийных КамАЗах он рассказал ДЕНИСУ ТЮРКИНУ.

«С»: Вячеслав, что вас связывает с Мордовией? 

— Все мои родственники из села Виндрей Торбеевского района. Дед оттуда на войну уходил. Отец перед армией учился в Саранске, а после службы в 1971 году отправился в Набережные Челны на всесоюзную стройку КамАЗа. Они с мамой хотя и на пенсии, до сих пор там работают. И оба в должности электромонтеров. Каждый год приезжают на родину навестить могилки предков. Будут у вас и этим летом. У меня реже получается. Сейчас близких родственников в Виндрее уже не осталось. Отец, выйдя на пенсию, даже хотел вернуться в Мордовию на постоянное место жительства. Домик планировал в Торбееве прикупить. Но пока не получается. Я тоже родился в Мордовии, но уже через месяц родители забрали меня с собой в Татарстан. Все свое детство я провел в Набережных Челнах. 

«С»: Как оказались на заводе? 

— В 1999-м, после завершения учебы в университете, пришел на работу в ОАО «КАМАЗ» на должность мастера в цех мелких серий, где производят узкоспециальную технику — лесовозы, вездеходы для нефтяников, в общем, все оригинальное и хитрое. Через некоторое время стал начальником цеха. Одним из потребителей нашей продукции была спортивная команда «КАМАЗ-мастер». В 2005-м его руководство заметило меня и предложило работу. Я согласился. Сейчас работаю инженером спортивной команды по изготовлению оригинальных гоночных деталей. 

«С»: Как получилось, что вы после своего дебюта в гонках в качестве механика переквалифицировались в штурмана? 

— Это нормальная ситуация для человека, который знакомится с автоспортом не в качестве пилота. Новичок всегда сначала садится в кресло механика — в режиме гонки следить за приборами, в случае прокола заменить колесо. Это своеобразная школа. Здесь же выясняется, способен ли организм претендента выносить серьезнейшие физические нагрузки. Ведь кресла не имеют подвески, а в кабине нет кондиционера. Специальность штурмана в автоспорте достаточно сложная. Нужно уметь читать дорожные книги и приборы, преподносить все пилоту. Этому нигде не учат. В стране нет никаких специальных курсов. Помню свою первую поездку на гоночном грузовике. Не понимал, где нахожусь, зачем… Было очень сложно. Но, как говорят наши гонщики, «чтобы научиться ездить, нужно ездить». Помогает только практика. Организм привыкает к тряске и перегрузкам, мышление сосредотачивается на трассе и дорожной книге, налаживается контакт с пилотом и третьим членом экипажа. Ведь очень сложно всем работать на одной волне. Подбор экипажа ведется с психологической точки зрения, чтобы все стали единым организмом на трассе. 

«С»: На протяжении гонки время для общения друг с другом находите? 

— Бывает, перекинемся парой слов, если увидим курьезную ситуацию на трассе. Например, на открытой местности легко столкнулись два гоночных автомобиля. Но обычно все настолько сосредоточены, что не до анекдотов. Любая потеря концентрации для пилота и штурмана — это ошибка, которая может обернуться вылетом с трассы и потерей времени. А это будет стоить призового места. Ведь современная гонка очень плотная. Только представьте, разрыв между некоторыми экипажами на нынешнем «Дакаре» составлял считанные секунды и минуты, хотя протяженность марафона более 9 тысяч километров! 

«С»: Какие впечатления от самой популярной гонки планеты «Дакар»? 

— Впервые я дебютировал на прошлогоднем марафоне штурманом. Страшила неизвестность: две недели на другом континенте, по неизученной трассе. Но затем оказалось, что та гонка была гораздо легче нынешней. Трасса на «Дакаре-2010» была протяженнее, спецучастки тяжелее. Но мы достойно справились с задачей. Наш экипаж выполнял функции боевой технички, то есть подвозил запчасти для основных экипажей Чагина и Кабирова, но все равно показал неплохие результаты. На «Дакаре-2009» мы стали четвертыми, на нынешнем — пятыми, хотя почти всю гонку занимали третью позицию. От пьедестала нас отделила поломка двигателя. Четыре с половиной часа занимались ремонтом, поэтому не уложились в максимально допустимое время финиша, за что получили от организаторов штраф в 8,5 часа. Такая пенализация отодвинула нас на девятое место, но за оставшиеся несколько этапов мы смогли дотянуться до пятого места. А дальше уже не хватило этапов. Мы вполне могли побороться! 

«С»: А в полевых ремонтных работах участвует лишь механик? 

— Нет, все вместе. Так в каждом экипаже. Наш пилот Ильгизар Мардеев, например, начинал трудовую деятельность на заводе мотористом, поэтому, когда случилась поломка, ремонтировал именно двигатель. Работы хватает всем, ведь иногда выходят из строя сразу несколько деталей. Быстро разделяем, кто чем будет заниматься, и сразу же приступаем к делу. Большинство нужных запасных частей мы возим с собой, но, естественно, не все. Нет коробки передач, раздаточной коробки, мотора в сборе (его замена запрещена регламентом). Командой наработан многолетний опыт в плане того, какие детали во время гонки могут выйти из строя. 

«С»: А как обстоит дело с бытом во время марафона? 

— В команде есть техничка на базе КамАЗа, мы называем ее автобусом, там члены экипажа отдыхают после этапов, едят и даже моются. Времени на развлечения вроде концертов, предусмотренных организаторами марафона скорее для журналистов, просто нет. Главная задача экипажей — набраться сил для следующего этапа. 

«С»: С чем можно сравнить работу, что проделывает участник «Дакара» в гонке? 

— Даже не знаю… Само понятие «марафон» говорит о том, что это работа на выносливость. Выносливость техники, людей. И с каждым годом организаторы все усложняют условия гонки. Но я уверен, что и в будущем гегемония КамАЗа в марафоне сохранится. Конечно, конкуренты технически развиваются. Но и наша команда совершенствуется. Конструкторский отдел неустанно ищет новые решения, дабы команда шла вперед. 

«С»: Вячеслав, пробовали гоночный болид на ходу? 

— За руль гоночного КамАЗа не садился ни разу. У меня даже грузовой категории нет. Мое дело — выполнять свою работу в плане навигации. Скажу честно, прокатиться очень хочется. Но гоночный болид, хотя бы и грузовой, — очень дорогая игрушка. Без специальной спортивной подготовки садиться за руль и тем более ехать так, как наши профессиональные водители, просто глупо. Любая ошибка будет стоить очень дорого… Раньше увлекался компьютерными гонками, даже руль специальный купил. Но сейчас совершенно некогда. 

«С»: Гоночный КамАЗ серьезно отличается от обычного. Но многие водители считают, что необходимо и качество серийного грузовика довести до достойного уровня…

— Действительность требует создания такой техники, которая отвечала бы всем мировым требованиям. Планируется, что уже через год-два на всех КамАЗах будет стоять шикарная новая кабина. Это будет революция, а не эволюция старой кабины. В 90-х были попытки заимствования серийной кабины у сторонних производителей — разрабатывались проекты с финской фирмой Sisu, голландской DAF. Но пробеговые испытания показали их бесперспективность. Поэтому КамАЗ пошел по пути создания кабины с нуля. Ее прототип уже есть в Научно-техническом центре КамАЗа. Он засекречен. Даже нас, сотрудников завода, не пускают на нее посмотреть. Проект был полностью разработан в специализированной южнокорейской фирме. Теперь все зависит от того, насколько быстро нововведение внедрят в серию. Ведь по прошествии нескольких лет проект морально устареет. Уверен, новые КамАЗы покорят дальнобойщиков комфортом и красотой! 

Личное дело

Вячеслав Викторович Мизюкаев родился 16 сентября 1976 года в с. Виндрей Торбеевского района Мордовии. 

Дебютировал в автоспорте в качестве механика в 2006 году на этапе чемпионата России по ралли «Хазарские степи». В 2007-м проехался там же штурманом. 

Первой крупной победой стало чемпионство в ралли-рейде Astana Challenge — Silk Road Rally 2007 в экипаже шестикратного победителя «Дакара» Владимира Чагина. В 2009 году дебютировал в ралли-рейде «Дакар» в экипаже Ильгизара Мардеева и занял четвертое место. На первой гонке «Шелковый путь» (серия «Дакар») добился того же результата. 

В 2010 году его КамАЗ, пилотируемый Ильгизаром Мардеевым, занял 5 место. 

Женат, сыну девять лет, супруга работает на ОАО «КАМАЗ» инженером-технологом. 

Новый КАМАЗ: подробности

Специально разработанные южнокорейской инжиниринговой фирмой DMEC новые кабины (существует несколько вариантов: со спальным отделением, с низким и высоким потолком) будут устанавливаться не только на магистральные тягачи, но и на развозные машины. 

Серьезные изменения претерпит и вся конструкция КамАЗов. Большинство комплектующих будут немецкими, но произведенными в Набережных Челнах. На грузовики будут устанавливаться гипоидные мосты с литой балкой, двигатели Euro 4/Euro 5, автоматизированные коробки переключения передач, дисковые тормоза и многое другое.