Семен Якубов, КАМАЗ-мастер: "Мне кажется, сейчас, по прошествии времени, отец был бы мной доволен"

"В наше время на КАМАЗ привлекали квартирами"

- Семен Семенович, Вы родились в Кургане, где окончили машиностроительный институт. Как из юга Сибири добрались до Набережных Челнов? Всесоюзная стройка потянула?

- После окончания института я работал на машиностроительном заводе, который производил боевые машины пехоты. Работа была интересная, и мне очень нравилась. Занимался сборкой, испытаниями этих машин и за два года дорос до заместителя начальника цеха испытаний. Но личная жизнь складывалась так, что мне необходима была квартира, а в то время на КАМАЗе всех привлекали тем, что обещали в течение 3 месяцев выделить жилье. Это было весьма заманчиво, и я принял решение приехать сюда. Жилье получил, правда, не через 3, а через 6 месяцев, но все равно это были фантастические сроки.

Работа на заводе двигателей была очень увлекательная. Царила атмосфера стремления всего коллектива КАМАЗа побыстрее освоить выпуск продукции. Я был в восторге. В 2011 году отметил 35 годовщину своей жизни в Челнах и считаю этот город своим родным. Здесь мои друзья, а теперь уже и внуки.

- Уже в Челнах Вы создали спортивную команду при заводе. Можете вспомнить, как возникла эта идея? Кто кроме Вас стоял у ее истоков?

- Идея создать спортивную команду посетила еще на автосборочном заводе, куда меня отправили работать главным инженером. Я привлек к этому несколько энтузиастов, создал минимально-необходимые условия. Возможностей было мало, но, тем не менее, несколько человек увлеклись этим, и я сам принимал участие в ипподромных автогонках. Так стал спортсменом, кандидатом в мастера спорта.

Когда начал работать директором НТЦ, поддержал уже существовавшую здесь секцию баггистов, участвовал в соревнованиях на багги вместе с ними. Неплохо ездил на Чемпионатах Советского Союза. Времени на тренировки не было абсолютно, тем не менее, выходные дни я посвящал этому. Увлечение росло, и не было никаких сомнений в том, что на КАМАЗе автоспорт должен быть.

До этого на заводе была команда спортсменов, выступающая на грузовых автомобилях в кроссе, но в тот момент, когда я задумался о создании команды, она уже распалась. Причина была проста: в Политбюро кто-то высказал мысль, что грузовики созданы для перевозки грузов, и спорт на грузовиках неприемлем.

- Но Вы с этой мыслью явно были не согласны.

- Я считал и считаю, что автомобильный спорт должен приносить пользу заводу для продвижения имиджа, популяризации марки. Участие в соревнованиях обязательно должно быть на международном уровне. Задача была трудная. Сначала мы в течение 2-3 лет выступали на чемпионате Европы на кольце, но эта категория, на мой взгляд, была неперспективной. Мы столкнулись с автомобилями, сконструированными на основе самых современных зарубежных достижений. Такие вещи как, например, дисковые тормоза мы на легковых то автомобилях тогда не видели, а тут - на грузовиках! Использовалась электроника при форсировании двигателей. Много интересных вещей было заложено в конструкцию тех машин, о которых мы и мечтать не могли. Я убедился в том, что мы выступаем в роли догоняющих. Выше 5 места на этапах чемпионата Европы нам подниматься не удавалось. А хотелось большего.

В это время наши полноприводные грузовики уже начали сходить с конвейера, мне нравилась конструкция этих машин. Работая на автосборочном, сам ездил по бездорожью на грузовиках модификации 4310, и считал, что эти грузовики самые удачные среди всей гаммы машин, выпускаемых на КАМАЗе. Так возникла идея поучаствовать во внедорожных ралли-рейдах.

- Помните свой первый опыт на "Дакаре"?

- Первый наш выезд на "Дакар" был интересен тем, что мы столкнулись с сопротивлением со стороны специалистов "Автоэкспорта". Они посоветовали нам вернуться домой, дабы не наносить ущерб имиджу российской автомобильной промышленности. А мы были убеждены, что сможем получить хорошие результаты, но в первый же год все сошли, сломались. Это было подтверждение тех опасений, которые специалисты "Автоэкспорта" нам высказали. Но нас остановить уже было невозможно. Мы преодолели все трудности, сейчас у нас есть результат, которым мы гордимся.

"Надеюсь, команда еще воспитает пилотов уровня Чагина"

- По результатам последних гонок "Дакар" в Южной Америке можно сделать вывод, что конкуренты от "КАМАЗов" значительно отстают в развитии. Но это ведь не так?

- Смешно говорить, что автомобильная промышленность Запада отстает в развитии от нашей. Возможностей у них больше и это объяснимо. Но нам удалось силами специалистов команды создать спортивный автомобиль, который сегодня не уступает по своим техническим характеристикам автомобилям наших конкурентов. Опыт, который команда получила в первые годы своего становления, помог нам развиться. С самого начала мы поставили цель, чтобы каждый год делать шаг вперед в плане внесения продвинутых изменений в конструкцию нашего спортивного КАМАЗа. В результате сегодня имеем автомобиль, который принципиально отличается от того, который мы использовали в первые годы. Мы росли вместе с развитием конструкции нашего грузовика. Сегодня могу сказать, что в составе команды работают лучшие специалисты по проектированию, изготовлению, испытаниям спортивных автомобилей.

- Огромную роль в успехе команды играют пилоты – такие, как Владимир Чагин. Ваше первое чувство от решения Чагина завершить карьеру? Ведь таких спортсменов в команде больше может и не быть.

- Уход Чагина из большого спорта для меня не был неожиданностью. В течение пяти лет Володя обдумывал, как ему лучше завершить свою карьеру. Он не ставил цель добиваться рекордов, он просто хотел делать свое дело лучше всех. И сегодня повторять одно и то же каждый год для него скучно. Как пилот он достиг всего, что только было можно, и тиражировать победы, не пропуская вперед молодых пилотов, не в его характере. Володя побил самые мыслимые и немыслимые рекорды и стал единственным гонщиком на планете, который имеет такие результаты. Мы вместе пришли к выводу, что завершить карьеру в этом году самое правильное. Уж больно удачный был год на рекорды.

Сегодня Володя – директор Некоммерческого партнерства "КАМАЗ – Автоспорт", в состав которого входит команда "КАМАЗ-мастер", это очень интересная работа. Он увлекся ей, старается всего себя посвятить этому. Много занимается совершенствованием молодых спортсменов, и это ему хорошо удается. Как говорится, если человек талантлив, то он талантлив во всем. Будут ли у нас такие спортсмены в команде как он, сказать сложно. Надеюсь, что будут. В конце концов, победа – это командный результат.

- Ваша молодежь недавно проходила "обкатку" на ралли в ОАЭ. Николаев, Каргинов, Мардеев-младший способны поддержать почин старших товарищей?

- Я очень рассчитываю на мастерство этих ребят. Сегодня это наше будущее, мы много сил тратим для того, чтобы молодежь показывала хорошие результаты. Молодые экипажи весьма перспективны. Когда они добьются высших результатов, сказать трудно. Судя по нашему опыту этот путь не короток. Но терпение и труд сделают свое дело, и я надеюсь, что в ближайшем будущем они нас порадуют.

- Как быть совсем еще юным? Родители, как правило, боятся отдавать своих чад в такой опасный вид спорта, как автоспорт, предпочитая менее травмоопасные футбол, единоборства, плавание. Что можете сказать в защиту автоспорта?

- Автоспорт не нуждается в защите. Это очень интересный и захватывающий вид спорта, но годится только для тех, кто стремится в нем быть. Для примера хочу сказать, что Чагин начал свой путь в спорте с хоккея, и был очень перспективным. Но он посчитал, что техника ему интереснее и ушел в автомобильный спорт. Может быть, мы бы увидели второго Харламова. Зная талант Володи добиваться цели, я в этом не сомневаюсь. Но он выбрал автоспорт, к нашему счастью, и добился выдающихся результатов.

- Если юный автогонщик – будь то в Челнах, Казани или Альметьевске – любит автоспорт, показывает достойные результаты в картинге, у него есть шанс попасть в команду "КАМАЗ-мастер"?

- Те, кто любят автомобильный спорт и желают себя посвятить этому, конечно, могут попасть в команду. Шансы есть у всех, кто талантлив. Но здесь важны трудолюбие, порядочность, способность работать в команде. Важно не видеть для себя другой цели кроме как жизнь в автоспорте. Именно по таким принципам мы отбираем молодежь. А результаты…хорошо, когда они есть, но это не главное.

"После нашей победы на "Дакаре - 2011" акции завода выросли на 13%"

- Сегодня "КАМАЗ-мастер" – единственная в стране успешная заводская гоночная команда. Футбольный "КАМАЗ" – единственная в стране футбольная заводская команда. Спорт у многотысячной армии камазовцев-заводчан на особом счету. Вы чувствуете на себе их поддержку?

- Безусловно, чувствуем, но как и в любом деле стопроцентных приверженцев автомобильного спорта не бывает. Есть люди на КАМАЗе, кто любит футбол. Но мне кажется, что когда мы побеждаем, то абсолютно все рады этому обстоятельству. И не может быть иначе, ведь камазовцы – особый народ, это патриоты завода, города. Я думаю, что у всех, кто строил завод и у их детей, которые сегодня там работают, наши успешные выступления вызывают особые чувства. В этом и заключается поддержка камазовцев.

- Руководство завода ценит ваши успехи не меньше… 

- Руководство КАМАЗа не только нам помогает, но и с большой эффективностью использует все успехи команды во благо жизнедеятельности завода. В этом смысле чувствуем свою востребованность, и ощущаем необходимость нашего труда. Мы созданы были для того, чтобы продвигать имидж нашего завода. Чем выше авторитет завода, тем больше покупателей и тем больше продается автомобилей. Но не надо путать – мы не рекламируем конкретный продукт, мы рекламируем имидж завода. Надеемся, что после каждой нашей победы продажи растут. Во всяком случае, наш генеральный директор Сергей Когогин говорит, что "летающие" грузовики команды помогают расширять рынки. А после нашей победы на "Дакаре - 2011" акции завода выросли на 13%. Может это совпадение. А может и нет. Нам нравится второе.

- Как относятся к спортивным успехам команды "КАМАЗ-мастер" за рубежом? Как встречали Вас, спортсменов из далекой России, жители стран, в которых вы побеждали?

- Если в России мы долгие годы добивались известности и популярности, то за рубежом она пришла сразу. Сначала наши неудачи ложились на одну полку с пропагандой, которую на Западе вели против Советского Союза. Когда у нас начались первые успехи – сначала специалисты, а достаточно быстро и все остальные, стали за нас болеть. И сегодня, когда мы приезжаем, например, в Аргентину на ралли "Дакар", то первое что видим в аэропорту - плакаты с изображением спортивного КАМАЗа в пустыне. Это есть не что иное, как популярность. Команда "КАМАЗ-мастер" за рубежом сегодня всем известна, у нас там очень много болельщиков, мы получаем от них письма, общаемся с ними и, проезжая по городам большим и маленьким, чувствуем, что нас хорошо встречают. 

"У нас есть все шансы сделать "Шелковый путь" лучшим ралли на планете"

- Экстремальных ситуаций в вашей биографии было хоть отбавляй. Наверно были моменты, когда хотелось все бросить и заняться более спокойным делом? Например, в 1994 году, когда вы "гуляли" по минному полю в Сахаре, или в 2007 после страшной аварии на "Дакаре".

- Нет, такого желания у меня не было. Я никогда не занимался спокойным делом. Всю жизнь, начиная со студенческой скамьи, работал на заводе. Мне всегда нравилось то, чем я занимался. Это относится и к спорту.

- Где находите мотивацию? Ведь в автоспорте, и как участник, и как руководитель, Вы достигли всего, что можно.

- Мотивацией для меня являются победы, которые мы уже достигли. Когда есть реальный результат, он побуждает двигаться дальше. Но и неудачи тоже являются хорошей мотивацией. Преодоление трудностей, решение сложных задач само по себе интересно. Понимаешь, что иногда сам путь достижения цели гораздо привлекательнее, чем сама цель. Достигнув, ставишь новую и наслаждаешься процессом достижения.

- Руководить такой структурой, как "КАМАЗ-мастер", нелегко. Как для любого руководителя, это огромный груз ответственности. Что помогает с ним справляться?

- Да, ответственность за результат, за людей, за принятое решение высока. Это непросто. Справляться с этим в первую очередь помогает стремление сделать работу хорошо. Я максималист в этом отношении и не терплю, когда результат несовершенен. Но я не один исполняю эту работу. У каждого в команде свое направление. Заниматься автомобильным спортом это не обязательно сидеть за рулем и гоняться на трассе. Есть очень много составляющих достижения результата, и когда коллектив работает слаженно, каждое звено справляется со своей задачей, это помогает добиться высшей цели. Успех каждого, кто работает в коллективе складывается в копилку всей команды.

- Близкие и родственники поддерживают?

- Близкие родственники не просто поддерживают, а работают вместе со мной плечом к плечу. Два моих сына успешно занимаются организацией ралли "Шелковый путь", и я доволен их работой. Это перекликается с тем, чем я занимаюсь в команде. Ралли "Шелковый путь" для нас новое интересное направление. Есть желание сделать эту гонку лучшим из всего того, что существует в мире ралли–рейдов. Считаю, что у нас есть шансы справиться с этой задачей.

На протяжении многих лет я работаю в команде вместе со своей женой Олей. Ее поддержку чувствую постоянно. Она и сама выполняет большой объем работы, ведет очень интересное направление. Под ее руководством коллектив команды получил Государственную премию в области дизайна.

- Кроме победы на "Дакаре", какие значимые события произошли в вашей жизни в последнее время?

- Каких – то потрясающих событий в личной жизни кроме внуков и внучек у меня нет, да и личной жизни, в смысле свободного времяпрепровождения, собственно тоже. Так сложилось, что мы вместе с моей супругой посвятили себя работе, в данном случае автомобильному спорту. Вся наша жизнь проходит в стенах спортивного центра. Но мы нашей жизнью довольны. Помните из фильма: Хороший дом, хорошая жена — что еще надо человеку, чтобы встретить старость?

А вот о значимом на работе могу сказать, что сегодня огромной важности событие, в котором мы участвуем - это ралли "Шелковый путь". Уже с первого выпуска этой гонки она встала на одну ступень со знаменитым ралли "Дакар". Меньше по масштабам, здесь меньше участников, но после "Дакара", это самая крупная гонка в мире и с каждым годом она развивается, привлекает все больше людей, становится все более популярной. Мы видим свою задачу в том, чтобы довести организацию ралли "Шелковый путь" до совершенства, чтобы это было интересным, ярким запоминающимся событием в российском и мировом спорте, доказывая тем самым ещё раз, что Россия великая держава во всех отношениях.

- Татарстан сегодня является одним из самых спортивных регионов страны, в том числе благодаря Вашим стараниям. В чем, по-вашему, феномен побед республики?

- Действительно, Татарстан самый спортивный регион страны, лидер в абсолютно подавляющем большинстве видов спорта, и причина этому совершенно очевидна. Руководство республики стремится к тому, чтобы Татарстан был первым во всех отношениях, в том числе и в спорте. Это желание воплощается в поддержку, помощь тем, кто реально готов посвятить себя достижению серьёзных результатов. Мы на себе это очень хорошо чувствуем. Что касается автомобильного спорта, то достижения Премьер-министра, а теперь Президента нашей республики Рустама Минниханова в автоспорте, получение звания Заслуженного мастера спорта в комментариях не нуждаются. Если первый человек в республике так активно занимается спортом и оказывает поддержку спортсменам, то всем остальным сам бог велел это делать, что у нас и происходит. Поэтому сегодня лучшие спортсмены-автомобилисты России живут в Татарстане.

"Я всегда спрашиваю себя: а одобрил бы отец то, что я делаю?"

- Семен Семенович, чем интересуетесь на досуге помимо автоспорта? Есть увлечения?

- На первое место я бы поставил увлечение водно-моторными видами спорта. Это и катер, и водные мотоциклы. …Мне это нравится. Это экстрим, а моя жизнь так сложилась, что экстрим сегодня становится необходим как воздух. Я люблю прокатиться на багги и на квадроцикле, очень люблю управлять автомобилем. В этом для меня заключается отдых.

- У вас есть предпочтения в музыке?

- Люблю серьёзную музыку, нравится Бетховен. Но для него нужно много времени. Просто послушать и, затем отвлечься на другое дело здесь нельзя, но когда удается – с удовольствием слушаю. Дружу с группой "Любэ" и в восторге от их выступлений, знаю почти все их произведения. Очень люблю хор Турецкого, лично знаком с Михаилом, так же как и с Николаем Расторгуевым. Хор Турецкого, на мой взгляд, на сегодняшний день лучшее из всего, что мы имеем из хоровых коллективов. Это таланты – каждый в отдельности и вместе взятые. Готов слушать их выступления бесконечно.

- Любимые фильмы, актеры?

- Так сложилось, что работа у нас непростая, большое количество проблем приходится решать ежедневно, и этот тяжелый труд как-то оттолкнул меня от просмотра серьезных фильмов, хотя я очень любил их когда-то. Сейчас хочется чего-то полегче. Тяга к историческим фильмам у меня осталась. Очень люблю кинокомедии. Среди моих любимых актеров – Леонов, Миронов, Никулин, Папанов. Жаль, что их нет. Мне кажется таких, как они уже никогда не будет.

- Любимая книга?

- В детстве я был потрясен книгой Джека Лондона "Мартин Иден". Она стала для меня вроде путеводителя по жизни. Даже читая другие произведения Лондона я не испытывал того восторга, которой ощутил при прочтении этой книги. Я раз двадцать прочёл "Двенадцать стульев" и "Золотого теленка" Ильфа и Петрова. Считаю, что и фильмы, поставленные по этим сценариям великолепны, но все они, даже с игрой Миронова, которого я обожаю, уступают прочтению книг в подлиннике.

- Кого считаете наставником по жизни?

- Без всякого сомнения, в первую очередь своего отца. Я прошел непростой путь на производстве – от мастера, не минуя ни одной ступени всю цепочку, до директора завода. И на каждой ступени встречал хороших людей, у которых перенимал опыт. Было чему учиться. В этом смысле я своей жизнью доволен – много замечательных людей довелось встретить.

Но всегда главным примером для меня был отец. Он очень много работал, я его не часто видел, времени для общения было очень и очень мало. Но для меня он всегда был и остается примером для подражания. Делая что-то в этой жизни, я всегда спрашиваю себя – а одобрил бы отец то, что я делаю? Мне кажется, что сейчас, по прошествии времени, он был бы мной доволен.