Победа никогда не дается легко

После победы Айрата Мардеева на ралли «Дакар-2015» руководитель команды «КАМАЗ-мастер» Владимир Чагин признался: «Я очень рад, что именно Айрат выиграл гонку. И эту победу мы посвящаем его отцу Ильгизару, трагически ушедшему из жизни полгода назад». Действительно, Айрат как никто другой нуждался в этом «золотом бедуине», и как никто другой заслужил его. Нелепый сход на «Дакаре-2014», когда экипаж Мардеева лидировал в зачете грузовиков, автокатастрофа, ставшая последней для его отца… И все же Айрат нашел в себе силы забраться на вершину, доказать, что его отцу есть кем и чем гордиться.

 Айрат, наши поздравления от банка ВТБ! А кто поздравил вас первым?

— Первой поздравила жена, которая внимательно следила за каждым спецучастком ралли. Я в тот момент еще был за рулем грузовика, проезжал последний лиазон.

 И что сказала?

— Кричала: «Ура! Молодец!» И еще: «Наконец-то это все закончилось!».(Смеется.) Потом позвонил основатель команды «КАМАЗ-мастер» Семен Семенович Якубов, ведь мы все — его ученики, мы ему как дети. Было очень приятно. Маме я позвонил сам, она всегда боится потревожить не вовремя. Сказал: «Мама, поздравляю, наконец-то мне это удалось». Вообще поздравлений была масса, и смсок, и сообщений в соцсетях. Пока у меня даже не было времени все их прочесть и на все ответить, поблагодарить.

 — Извините за болезненный вопрос, но что хотелось бы сказать отцу, если бы представилась такая возможность?

— После финиша я мысленно сказал ему: «Папа, я выиграл «Дакар». Я знаю, что он очень этого хотел, как очень хотел победить на «Дакаре» сам, это было его мечтой. Судьба распорядилась так, что он многие годы водил боевую техничку команды, поэтому завоевать «золотого бедуина» ему не удалось. Но папа был очень быстрым пилотом. Я это знаю, потому что часто находился в одной машине с ним во время гонок. У него было много предложений от других команд. Но отец всегда был предан команде «КАМАЗ-мастер», не мыслил себя вне ее. Наверное, как и все мы.

 Вы много переняли у своего отца?

— Он был мне не только отцом, но и первым учителем. Именно он привел меня в картинг, преподавал азы вождения. Конечно, я многое перенял у него в стилистике пилотирования, как и у Владимира Геннадьевича Чагина. Нам вообще повезло, что у нас так много хороших учителей, у каждого из которых есть что позаимствовать.

После финиша я мысленно сказал ему: «Папа, я выиграл «Дакар»

 Внешне создавалось впечатление, что победа камазовцам, которые в итоге заняли весь пьедестал почета, пришла достаточно легко. Так ли это на самом деле?

— Со стороны все всегда выглядит проще. Нет, был очень сложный скоростной «Дакар», в котором каждая ошибка могла стать фатальной. Что в итоге и произошло с одним из наших главных конкурентов голландцем Жераром де Роем. Он попытался с первого этапа взять высочайший темп, но ошибся — угодил в яму, серьезно повредил грузовик и выбыл из борьбы за призовые места.

 Это была его ошибка? Или ошибка организаторов гонки, которые не обозначили эту яму в дорожной карте? На этом «Дакаре» было очень много жалоб на плохо прописанную легенду трассы…

— Каждую яму в дорожной карте прописать невозможно, поэтому надо очень внимательно смотреть, куда едешь. Золотое правило любого ралли: не видишь — не едешь. Задача штурмана — помогать: ориентировать по местности, предупреждать об опасностях. Но решать, как прокладывать путь — задача самого пилота. Ведь мы далеко не всегда едем по дорожной карте, когда видим возможность сократить путь — срезаем. В легенде о таких объездах нет ни слова, вся ответственность ложится на самого пилота.

 

Все призовые места ралли «Дакар-2015» заняла команда «КАМАЗ-мастер»! Фото © Пресс-служба «КАМАЗ-мастер» Какова же была победная тактика? Главное  не допускать фатальных ошибок, не прокалывать колеса?

 — За весь «Дакар» наш экипаж ни разу не менял колеса, в навигации ошиблись только раз, но это со всеми бывает. Мы изначально выбрали тактику ровного прохождения этапов, ни разу не останавливались на спецучастке из-за технических проблем. Множество экипажей с первых минут ралли-рейда пытались ехать на пределе, а это всегда чревато ошибками и поломками. На столь скоростных этапах отыграть потерянное время за счет темпа практически невозможно.

 — Новый механик вашего экипажа Дмитрий Свистунов в этом году дебютировал на «Дакаре». Выходит, с первого раза справился на отлично?

 — С Димой мы начали работать еще на чемпионате России в Астрахани. Кстати, ту гонку мы тоже выиграли. Он очень грамотный механик, к тому же отлично физически подготовленный.

 Но экипажи складываются годами, к тому же в обязанности механика грузовика входит не только ремонт, но и регулировка тормозов, динамическая подкачка шин. Все это требует определенного взаимопонимания…

 — Параметры накачки шин чаще всего диктует сам пилот, но Дима все схватывал на лету. Он очень быстро разобрался, где нужно перенастроить тормоза, а где спустить-подкачать колеса. Благодаря ему, а также нашим ночным механикам на бивуаках, мы ни разу не остановились на трассе из-за технических неполадок.

 Что на этом «Дакаре» было для вас самым сложным?

— На «Дакаре» каждый день сложен по-своему. Наверное, тот марафонский этап, на котором у нас внезапно появились проблемы с насосом гидроусилителя руля. Последние 80 километров спецучастка нам пришлось ехать крайне осторожно, чтобы еще больше не повредить машину.

 

Айрат Мардеев убежден, что это далеко не предел Фото © Пресс-служба «КАМАЗ-мастер»— А что запомнилось больше всего? Возможно, самый яркий момент?

 — Знаменитый трехкилометровой спуск к чилийскому бивуаку Икике. До нынешнего «Дакара» мне ни разу не удавалось до него добраться и проехать. Помню, когда штурман сказал «переваливаем через дюну и спуск к Икике, повышенная опасность», я внутренне выдохнул. Потому что боялся, что и на этот раз до него не доеду.

 — Что ж, «Дакар» наконец-то взят, какова дальнейшая цель?

 — Удержаться на вершине всегда сложнее, чем забраться. В нашей команде собраны молодые амбициозные пилоты, у которых проблем с мотивацией нет. Каждый хочет стать двукратным или трехкратным победителем «Дакара». Будем бороться!

 — Это спортивная цель, а есть какая-то более жизненная?

 — Родить и воспитать детей. Это, наверное, самая главная цель в жизни любого человека.

 Для справки

Мардеев Айрат Ильгизарович родился 1 января 1987 года в Набережных Челнах. Автоспортоом увлекается с детства, еще до официального принятия в команду он постоянно проводил все свободное время в мастерской. Любовь к авторспорту передалась ему прославленного раллийного пилота Ильгизара Мардеева. В команде «КАМАЗ-мастер», генеральным спонсором которой является банк ВТБ, начал работать в 2006 году. Айрат Мардеев - мастер спорта международного класса и многократный победитель таких соревнований, как «Дакар», «Золото Кагана», «Шелковый путь».