КАПОТНЫЙ "КАМАЗ". КАКОЙ ОН И ЗАЧЕМ НУЖЕН

Премьера от "КАМАЗ-мастера": команда показала свой новый капотный грузовик. Что побудило челнинцев на такой шаг и чего ждать от новинки?

То, что "КАМАЗ-мастер" носит планы по созданию капотного грузовика, секретом не было. Сам Владимир Чагин в свое время в интервью "Чемпионату" не скрывал , что команда планирует опробовать новый вариант грузовика уже летом 2015 года, чтобы понять, что же нашли в подобном варианте и Жерар де Рой , и Алеш Лопрайс , задавшие моду на капотники. И вот 24 июня новый "КАМАЗ" (ему еще даже не присвоили модельный индекс и не оформили госномера) показали группе журналистов.

Ради чего создавали

Первый вопрос, который может возникнуть у болельщиков: собственно говоря, ради чего камазовцы тратили время и ресурсы на разработку капотника, раз их проверенная временем "стандартная" модель на последних "Дакарах" раз за разом опережает капотники де Роя и Лопрайса? Однако в Набережных Челнах склонны согласиться с тем, что в настоящее время именно капотный вариант - самый перспективный путь в ралли-рейдах.

В теории все логично: за счет отодвинутой назад кабины машина получает более близкую к идеальной развесовку. Как следствие - грузовик должен лучше двигаться по песку, грамотнее приземляться при прыжках и быть более маневренным. И немаловажный бонус: экипажу тоже должно стать комфортнее, поскольку теперь он будет сидеть дальше от передних колес, а значит, позвоночник будет подвергаться меньшим нагрузкам. Это повысит выносливость экипажа, что немаловажно как на длинном спецучастке, так и в ходе двухнедельного марафона.

Правда, пока все сказанное выше - лишь теория. Капотник только-только подготовлен, его первые испытания пройдут перед четвертым этапом чемпионата России по ралли-рейдам, в котором обновленный "КАМАЗ", естественно, примет участие. Так что какие-то первые выводы будут готовы только после 1-4 июля, когда и пройдет гонка от Элисты до Астрахани.

Как выглядит

Технический регламент "Дакара" в принципе оставляет не так много вариантов, если вы решаете перейти на "модный" вариант грузовика: нельзя сказать, что внешне камазовский капотник очень уж сильно отличается от "Ивеко" де Роя или "Татры" Лопрайса. Пожалуй, грузовик голландца смотрится более угловатым, а "КАМАЗ" чуть ближе к бывшему варианту Алеша, но с немалым числом отличий.

Наличие капота, конечно, непривычно, тем более что таких "КАМАЗов" мы на улицах городов никогда не видели. Собственно, и кабину пришлось брать у "Даймлера" - очень кстати пришлось, что немцы и россияне плотно сотрудничают. Кабина серийная, так что проблем с ее технической омологацией возникнуть не должно.

Что же касается грузовика в целом, то основой для него по-прежнему является проверенная временем модель 4326. Как рассказал технический директор "КАМАЗ-мастера" Владимир Губа, ходовая часть машины почти полностью повторяет прежнюю. А вот двигатель пришлось менять: ни один из агрегатов "Либхерра" для капотника не подошел, так что договорились о годичной аренде рядного мотора Caterpillar, который подготовлен к гонкам чешской фирмой Buggyra. Двигатель уже успешно выступал на "Дакаре", по мощности сопоставим с "Либхерром", так что опасений по его поводу нет. При этом сейчас на "КАМАЗе" разрабатывается собственный рядный мотор, так что в команде рассчитывают через несколько лет начать использовать родные агрегаты. Пока же планируется отказаться от устаревшего блока управления чешского мотора в пользу собственной системы, отлично работающей с "Либхерром".

По словам Губы, также еще будут корректировать жесткость подвески: на данный момент на фоне остальных камазовских грузовиков этот поднят очень высоко. Такое "возвышение" отчасти вызвано использованием более легкого мотора.

Ну а, пожалуй, главный повод для опасений - охлаждение. С переходом на капотник камазовцы вынуждены отказаться от раздельной системы, при которой теплообменники наддувочного воздуха размещались по бокам, отдельно от водяного радиатора. Теперь все рядом, так что в случае необходимости нужно будет быстро решить все "тепловые" проблемы. Кроме того, при проектировании инженеры держали в уме менее удобное расположение двигателя: нужно было удостовериться, что в случае ремонта доступ к мотору не окажется слишком затруднен.

Чего все-таки ждать

Отвечая на вопрос корреспондента "Чемпионата", стоит ли перед капотником задача сходу вступить в борьбу за победу на "Дакаре", Владимир Чагин предпочел ответить осторожно: мол, давайте сначала опробуем машину в деле, а там уж будем замахиваться на что-то конкретное. К тому же надо помнить, что грузовик был разработан и построен менее чем за полгода: фактически работа нам ним началась только после возвращения с последнего "Дакара"!

"Жерар де Рой и Алеш Лопрайс хвалили свои капотники, но пока сам не проедешь - не поймешь, - отметил Чагин. - Посмотрим, будет ли он сразу быстрее прежних грузовиков или придется учить его ездить. В любом случае на ближайшем "Дакаре" может выступить только один наш капотник. Мы старались ездовые качества улучшить, но и о внешности думали: хотелось, чтобы формы не отталкивали глаз".

Первым новую технику в боевом режиме опробует экипаж Эдуарда Николаева, Евгения Яковлева и Владимира Рыбакова . В таком выборе нет ничего удивительно: Эдуард в свое время уже "учил" ездить перспективные гоночные моторы, а Евгений - руководитель конструкторской группы, так что логично, чтобы именно он и узнал раньше всех, как себя ведет на трассе его "ребенок".

Безусловно, какое-то время уйдет на адаптацию гонщиков к новой посадке: очевидно же, что брать высоченную дюну на старом грузовике, когда ты сидишь максимально спереди, и на капотнике, где оценить обстановку сложнее - не одно и то же.

Еще одна вещь, к которой надо адаптироваться, - иной двигатель. "Наши гонщики привыкли к тому, что "Либхерр" очень надежен, и едут на нем на все деньги, - объясняет Губа. - Здесь двигатель при той же мощности имеет более высокие удельные показатели, повышенную тепловую нагрузку. Надо будет относиться аккуратнее. Например, мы используем на "Дакаре" два комплекта турбокомпрессоров, производя замену всего один раз, а "Баггира" меняет их целых три раза".

Короче говоря, не стоит исключать, что в первый год обновленный "КАМАЗ" все-таки будет страдать детскими болезнями, но если так и произойдет, то надо понимать: жертвы в любом случае окажутся оправданными. Либо челнинцы убедятся, что надо дальше двигаться в "капотном" направлении и извлекут важные выводы, либо - что маловероятно - нарекут капотники тупиковой ветвью эволюции. Представить капотный "КАМАЗ" было сложно, но его появление, на самом деле, было неизбежным. Теперь вот остается с интересом наблюдать за первыми шагами новинки.