Как готовят капотник «КАМАЗа»

Мы уже рассказывали читателям 

j новом автомобиле в команде «КАМАЗ-мастер» — капотном варианте грузовика. Перед стартом «Дакара»-2016 во время традиционного пресс-тура у «Чемпионата» появилась возможность узнать новые подробности в подготовке этой машины.

Сразу стоит несколько огорчить: в ближайшем «Дакаре» капотник участвовать не будет. В «КАМАЗе» работы над машиной всё еще ведутся и, видимо, не скоро выйдут на финальную стадию. Тут не надо знать внутреннюю кухню команды, достаточно просто посмотреть на календарь. Весь октябрь все силы будут отданы подготовке машин, которые поедут на «Дакар». В ноябре дакаровские «КАМАЗы» будут отправляться на ралли, а в декабре к ним уже отправится сама команда. «Дакар» пройдёт в январе, поэтому раньше февраля о капотнике не вспомнят. Это не значит, что работа над ним остановится, просто она будет проводиться не так интенсивно, учитывая, что большая часть команды уедет на ралли.

Зачем «КАМАЗу» капот?

Постоянный рост количества капотных грузовиков на ралли «Дакар» не мог пройти мимо «КАМАЗа». Отрицать прогресс – значит проиграть до старта. В этом плане в российской команде всегда было всё в порядке. Поэтому появление такого автомобиля напрашивалось уже давно. Торопиться с выходом на старт не стали: решили сделать всё основательно. Руководитель команды Владимир Чагин рассказал, как появилась идея создать такую машину.

«В первую очередь мы заинтересовались капотником, когда наши конкуренты начали активно использовать автомобили с такой компоновкой. Сначала Жерар де Рой, а потом и команда «Татра» начала на них ездить. С каждым годом таких автомобилей становится всё больше — в этом году команда «Сканья» также презентовала машину с капотной компоновкой. Вот мы и решили тоже сделать такой автомобиль. Ведь пока не попробуешь — не поймешь», – рассказал Чагин.

«Работы ведутся постоянно»

Работы по капотнику не прерываются ни на один день. В настоящее время производятся доводочные работы по машине. Автомобиль проходит различные испытания на полигонах в Набережных Челнах. У «КАМАЗ-мастера» целых четыре подобных полигона, где можно испытывать автомобили, поэтому машину изучат со всех сторон. Сейчас работа над капотником находится в активной стадии.

«Доводим подвеску до ума, чтобы все системы работали как часы, – рассказывает Чагин. – Кроме подвески автомобиля также работаем с подвеской кабины. Новая машина требует настройки и оценки ездовых характеристик. Это обычная практика при подготовке новых автомобилей.

Что касается особенностей расположения двигателя — он находится в том же положении, что и у наших безкапотных автомобилей. В регламенте требования одинаковые ко всем грузовикам. Там прописано расстояние между передней осью и стыком «двигатель — коробка передач». Это расстояние должно быть не более 1400 миллиметров. Получается, что сильно двигать мотор тоже нельзя».

«Работаем над развесовкой»

Все члены команды «КАМАЗ-мастер» в один голос заявляют, что самое интересное в капотнике — это работа с весом. Не туда положишь один килограмм, и машина начинает совсем иначе ехать. Или, наоборот, передвинул немного, и автомобиль полетел. Видимо, пока золотую середину в «КАМАЗе» не нашли, поэтому и на «Дакар» автомобиль не отправляют. О различных проблемах в работе с весом автомобиля с интересом рассказал победитель «Дакара-2013» Эдуард Николаев.

«Мы пробуем различную развесовку, смотрим, ищем идеальный вариант. Работа с весом на этой машине очень серьёзная. Где-то добавляешь пару килограммов, где-то убираешь. Не бывает такого, чтобы везде сразу плюсы появились. Если выигрываешь в комфорте – теряешь в управлении, и наоборот. Моё мнение, что де Рой нашёл золотую середину, а нам это ещё только предстоит», — поведал победитель «Дакара»-2013.

Капотный «КАМАЗ» — вид спереди
 

В чём плюс нового «КАМАЗа» перед «классикой»?

В связи с переносом ралли «Дакар» из Африки в Южную Америку пропали участки трассы с быстрым бездорожьем. Теперь не так важно, умеет ли машина держать высокий темп в условиях сильного бездорожья, ведь таких условий почти нет. «Дакар» превращается в WRC, где между первым местом и пятым может быть всего пару секунд — да, мы немного утрируем, но немного. В связи с этим зачем строить такую проходимую, но некомфортную машину, как «КАМАЗ» с традиционной компоновкой?

                                                          

- На жёсткой дороге капотник едет хорошо. По быстрому бездорожью появляются нюансы. Но в Южной Америке нет таких участков. Там высокогорье, серпантины и пески, а такого, как в Астрахани, Казахстане и Волгограде, просто нет. Если и бывает, то небольшие отрезки, на которых мы сразу привозим на безкапотных автомобилях. Сейчас мало степей, где ты можешь просто идти по курсу, — говорит Эдуард Николаев.

 Как рулится и когда вырулит?

Главный плюс в управлении капотником — это комфорт. Не думайте, что в новом «КАМАЗе» перестаёт трясти и можно спокойно ехать и читать газету. Трясёт в кабине так же сильно, просто на позвоночник пилота приходится намного меньше ударной нагрузки, что позволяет держать более высокий темп. На безкапотной компоновке экипаж сидит прямо над колесом, и удары идут напрямую наверх. В капотнике векторы ускорения находятся спереди от экипажа, который сидит в «базе» между осями.

Всем поклонникам автоспорта уже не терпится увидеть капотный «КАМАЗ» в действии. В самой команде не скрывают – им тоже. Впрочем, торопиться с выходом автомобиля на старт не намерены. Лучше более качественно подготовить машину. О том, когда капотник выйдет на ралли, рассказал руководитель команды Владимир Чагин.

«Сейчас мы проводим сравнительные тесты наших машин: оцениваем капотную и безкапотную компоновки по всем возможным параметрам. В «КАМАЗе» высоко оценили характеристики новой машины. Когда все работы будут завершены и мы увидим, что машина готова к старту, то сразу об этом объявим и вы увидите капотник на старте соревнований», — заключил Чагин.