Юбилейная колея «царя пустыни»

Простому обывателю, привыкшему Новый год встречать в кругу семьи, трудно понять этих ребят. Выдающего российского автогонщика, семикратного победителя «Ралли Дакар» в классе грузовиковВладимира Чагина и его легендарную дружину «КАМАЗ-мастер» вот уже который год подряд праздничный звон курантов застает за тысячи километров от родных Набережных Челнов. Впрочем, там же он отмечает и очередной, на этот раз 46-й день рождения.

Он не похож на героя телеэкрана. Да и, наверное, не хочет. Не его эта роль. Во-первых, у него нет желания лишний раз светиться на раутах и тусовках. А во-вторых, ему всегда катастрофически не хватает для этого времени. В те редкие минуты, когда видишь, как, выстроившись в очередь, его пытают журналисты, невольно заражаешься ритмом жизни этого человека. И даже испытываешь неловкость оттого того, что вместе с ними отрываешь его от работы. Главной работы всей его, пусть еще и не такой длинной, но зато яркой, поистине звездной, вместившей столько открытий и счастливых минут. Он весь в ней и, если не отказывает тебе как журналисту в общении, то только потому, что очень хорошо воспитан. С самого раннего детства.

Как вспоминал Чагин в беседе с нашим корреспондентом, он не помнит точно, когда последний раз встречал Новый год дома: «Кажется, это был 2000-й год. Тогда организаторы ралли предоставили возможность всем участникам быть в кругу семей на праздник — старт в Дакаре состоялся 6 января. Но это не значит, что, встречая Новый год вдали от семьи, мы о ней не вспоминаем, и даже, более того, каждый из нас у елки, которую везем с родины, обязательно связывается с родными. И не только их поздравляем, но и обещаем им подарки в виде удачного выступления на очередных соревнованиях».

Из биографии Владимира Чагина

Заслуженный мастер спорта. Семикратный победитель ралли-марафона «Париж — Дакар»: 2000, 2002, 2003, 2004, 2006, 2010, 2011. Результат Чагина в личном зачете в гонках Париж-Дакар — семь побед в одной категории — больше, чем у кого-либо за всю историю ралли (у чеха Карела Лопрайса (класс грузовиков) и француза Стефана Петранселя (класс мотоциклов) по шесть побед в личном зачете. Благодаря выдающимся успехам Чагина о раллли-рейде «Дакар» сегодня знает вся Россия, за рубежом его прозвали «Царем пустыни», который числится неформальным послом КАМАЗа во всем гоночном мире.

… Детство у него — а родился он в городке Нытва, ныне Пермский край — назвать безоблачным нельзя. В пять лет, когда отец с матерью переезжали в Набережные Челны, в дорожном рюкзаке был двигатель от мопеда. Отец сразу рассмотрел в сыне совсем не детское увлечение колесной техникой. Вместе они собирали первый в его жизни мопед, на седло которого он взобрался в шесть лет.

— От родителей, как известно, очень многое зависит, — размышляет Владимир, — и когда твой отец целеустремленно прививает тебе любовь к чему-нибудь, то все у тебя получается. Именно ему я обязан тем, что влюбился в автоспорт. Авторитет в семье у него был непререкаем, и если бы из меня захотел вылепить что-нибудь другое, не сомневаюсь, он бы этого добился.

Володя вообще старался брать во всем пример с родителей — оба по комсомольской путевке тогда вызвались строить КАМАЗ, и там трудились увлеченно и самоотверженно. На этом заводе потом будет работать и он. Есть семейное фото, на котором родители и их сверстники-вчерашние студенты позируют в белых рубашках с галстуками, в нарядных брюках и… в сапогах. Какие там дороги — их еще не было, кругом непролазное болото.

Как не вспомнить обязательный тогда атрибут у подъезда каждого дома — емкость с водой и тряпка на палочке.

Беда на семью Чагиных свалилась нежданно: в шесть лет она лишилась хозяйки — тяжелый недуг приковал мать к постели, и первое время, пока младшая сестренка не подросла, ведение домашнего хозяйства легло на плечи мужчин. На старом семейном фото хорошо просматриваются уютный интерьер квартиры, дополненный аккуратно сложенными на стеллажах книгами.

А что же мопед? Как мальчик за ним ухаживал — отдельная тема. На улицах города, охваченного всенародной стройкой, конечно, шины облепляла густая грязь, которой просто не могло быть места в чистом доме. Мопед жил своей жизнью на балконе, и туда он прямо из лифта доставлялся по дорожке, тщательно выстеленной газетами. И так — каждый день. Володя тщательно собирал и разбирал технику, стараясь, чтобы в доме не было запаха масла, который мог доставить матери еще большие страдания.

Коллеги по команде всегда удивлялись его дисциплинированности и аккуратности. Вспоминают, что однажды по дороге в Курган, куда он вел для показа новый спортивный автомобиль, Чагин вдруг нажал на тормоз. Ему показалось, что двигатель нечетко работает. Его коллег — пассажиров тогда поразило, что выйдя из машины, он надел комбинезон, переобулся, сменил перчатки и только после этого приступил к тщательному осмотру двигателя. Это был не обычный педантизм, за которым у человека порой ничего не просматривается, а то, что у него в крови — надо никогда не терять времени на лишнюю работу — приводить себя в порядок, мыть руки и так далее. Не случайно, как-то давая одному из изданий интервью, на вопрос, в чем уникальность управляемого им автомобиля, он вдруг, неожиданно для журналистов показал свои идеальные руки слесаря, человека, который может собрать машину до последнего винтика. Журналисты еще больше удивились, наверное, посчитав это преувеличением, когда он сказал, что его машина устроена как швейцарские часы. Сделана руками кудесников, начиная с проектных выкроек, и кончая любым сварочным швом, затиркой, закраской…

Эту рукастость он впитал в себя с детства от отца. С ним у них по сей день — полное взаимопонимание, тот коллекционирует и аккуратно хранит все публикации о сыне, даже самые первые о том, что совсем еще юному работнику завода Вове доверяют лишь подметать пол в цехе…

Первый бой — он трудный самый!

В команду «КАМАЗ — мастер» вчерашний сотрудник заводского научно-технического центра пришел в 1996 году. До этого у нее побед не было. Впервые он поднимется на подиум только через три года. Но в качестве механика. А уже через год пилот Владимир Чагин таки отпразднует свою первую в жизни победу. Конечно, сев в кабину в качестве пилота, Чагин поневоле прокрутил в голове все детали той памятной гонки в 1996-м. Тогда его экипаж пришел пятым, хотя всю гонку шел вторым — незадолго до финиша у машины оторвались колеса. Вспомнил и об ошибке, допущенной при ее сборке — облегчили тогда деталь моста, которую как раз нельзя было облегчать. Она и сломалась. Тем не менее, был финиш — все-таки, какое ни есть, а первое значимое достижение команды.

Первая его победа на Дакаре очень тяжело далась. Никакой технической помощи — запчасти ехали в боевых машинах. Люди не спали по двое-трое суток. Чагин вспоминает, как ремонтировали машину лидирующего нашего экипажа — у нее отвалился кронштейн продольной тяги. Вместе с механиком Сергеем Савостиным варили ее с трех часов до шести, и утром, когда надо ехать, в глаза хоть спички вставляй — спать хотелось безумно.

-Помню этот участок длиной километров пятьсот — шестьсот, я засыпал прямо на ходу, и штурман Семен Семеныч Якубов придумал: когда видел, что мои глаза слипаются (вторая уже ночь была бессонной), он как бы наотмашь бил меня водой из бутылки. Как назло, по трассе шли ровные участки Мавритании, и на них не заснуть было невозможно. Сейчас, когда мне кто-нибудь из молодежи жалуется: поспал, мол, всего пару часов, я говорю: ребята, сколько вам лет? Даже и не заикайтесь об усталости. Мужик должен оставаться мужиком. Когда вы устанете, я вам сам об этом скажу! Даже не произносите при мне это слово-усталость. Главное в нашем деле — это выносливость.

Я считал тогда, в 2000-м, что подобное может никогда не повториться. Это была первая победа не только нашего экипажа, но и всей команды. Финиш этой сумасшедшей гонки был в Каире, и я настолько обезумел от счастья, что не сомкнул глаз ночью и на следующий день просто вбежал на самую вершину пирамиды Хеопса…

Как вспоминает Чагин, держа в руках тогда свой первый победный трофей, он вспоминал перипетии всего этого соревнования: «Ведь мы ехали из Парижа с необычной немецкой коробкой передач, в которую заливается 80 литров трансмиссионного масла. И сразу перед самым стартом начались проблемы — потекло масло. Сложность была в том, что коробка немецкая, а дело происходило во Франции, которая, как и вся Европа, отмечала Рождество: все гуляли. Посоветовавшись со специалистами фирмы, поняли, что о замене не даже речи быть нее может. Думали даже не стартовать, но решили рискнуть. Прибыли в аэропорт — течь не останавливается — позор, конечно! Позор испытали и когда забирали машину в Дакаре. Думаю: куда едем? Но вот первый этап — пока движемся, масло, находящееся в другой части коробки передач, почти не вытекает. Как только останавливаемся, бежим с канистрой ее пополнять.

Я уже вроде и смирился с тем, что всю гонку не одолеем, дойти до финиша нереально — сход с дистанции неминуем. Каждодневная мысль была одна: вот-вот машине придет «кирдык». Но желание побороть обстоятельства было таким огромным, что выжимали из больной машины максимум возможного. И она как живой организм словно почувствовала наше настроение. Перед каждым стартом минут 30 стоим, все экипажи моторы глушат, а мы молотим. Остаются четыре, три, два дня до финиша, уже и масла хорошего нет, по сути, берем у местных нечто вроде гуталина. А финишируем-то первыми! Вот загадку загадали участникам гонки — все нас спрашивали: «А чего вы вообще не выключали мотор?» «Масло текло», — отвечаем. «И после этого вы еще и выиграли?» — качают головами. Конечно, всем обидно стало. Получалось, что воля людей оказалась сильнее не только технических возможностей машины, но и негативных обстоятельств".

Гримасы пустыни

Участие в «Дакаре» само по себе требует смелости и мужества со стороны его участников. Однако жара, поломки и трудности с навигацией — далеко не все опасности, подстерегающие его участников. Так, по ходу своих выступлений на знаменитых ралли-рейдах, Владимиру Чагину дважды пришлось спасать себя и свою команду от африканских боевиков, захватывающих машины и экипажи участников «Дакаров». Кстати, из-за этого проведение знаменитого ралли его организаторы вынуждены были перенести из Африки в Южную Америку, правда, оставив за ним африканское название.

В одном из таких эпизодов в ловушку, расставленную боевиками, попали два грузовика: французский экипаж на Mercedes и «КАМАЗ» Чагина. Французский пилот погиб, застреленный практически в упор. Чагин же, маневрируя на полной скорости, сумел прорваться сквозь автоматные очереди и выйти из-под обстрела.

… В 2007 году наши СМИ сообщали: «экипаж Чагина сходит с дистанции. В результате аварии грузовика на 292-м километре сегодняшнего этапа, Чагин и еще один член экипажа Сергей Савостин получили травмы, степень тяжести которых пока не сообщается». Что это было?

Произошла одна из самых страшных аварий с участием российского экипажа. Пытаясь отыграть 20-минутное отставание из-за поломки топливной системы, Чагин в клубе песчаной пыли не заметил трехметровую груду камней на трассе. Врезавшийся в нее на полном ходу, «КАМАЗ» несколько раз перевернулся, и гонщик потерял сознание. Тот «Дакар» закончился для Чагина сотрясением мозга и ушибами, для штурмана Якубова — травмой руки, а для механика Савостина — компрессионным переломом позвоночника… Журналист-очевидец так описал увиденное на месте аварии: «Когда смотришь на снимки того, что осталось от чагинского грузовика, оторопь берет. Кузов оторвало, кабину сплющило, каркас безопасности смялся. Володю зажало искореженным металлом, он потерял сознание… Бог спас экипаж: глядя на машину, трудно представить, что люди, сидящие в ней, остались живы. Уже потом выяснилось, что Чагин пострадал больше всех: сильнейшее сотрясение мозга! Разодранный комбинезон покрыт коркой песка и крови, улыбается виновато: мол, так вышло. „Ты как?“ — спрашивают его. «Плохо». Пресс-секретарь Самойлов повел его в лагерь, тут навстречу журналисты: мистер Чагин, дайте интервью. А Самойлов им открытым текстом: идите в ж!!! Потом этот кусок Евровидение вырезало».

Зарубежные конкуренты нашего экипажа очень надеялись на финал спортивной карьеры непобедимого гонщика, но уже на следующем соревновании Чагин со товарищи снова поднялся на подиум, а в двух последующих доказал, что равных им по-прежнему нет. И вдруг 15 февраля 2011 года в своем блоге Чагин записал: «В день официального заявления о завершении спортивной карьеры, которой отдал 15 лет жизни, хочу сказать, что я принял участие в большом количестве соревнований, достаточно много раз побеждал, и вот в этом году побил рекорд Карела Лопрайса, одержав седьмую победу на „Дакаре“. Считаю, что этого достаточно, и я имею моральное право завершить свои выступления. Никаких проблем со здоровьем или чем-то ещё у меня нет. Просто я решил уйти: спортсмены должны вовремя уходить из большого спорта — лучше даже чуть пораньше, если позволяет ситуация. И ситуация в команде сделать это позволила: молодёжь хорошо о себе заявляет, так что у команды есть будущее в лице молодых спортсменов». В этот год он возглавил команду, приняв эстафету у ее основателя Семена Якубова.

… Москва, декабрь 2015 года. Команда встречается с журналистами, чтобы рассказать им об особенностях участия уже в 25-ом ралли Дакар-2016. На старт выйдут четыре наших экипажа: победителя предыдущего Дакара Айрата Мардеева, Эдуарда Николаева, Андрея Каргинова и Дмитрия Сотникова. Маршрут проложен по территориям Аргентины и Боливии. Старт 2 января в Буэнос-Айресе. Участникам — а их буде шестьдесят — предстоит преодолеть почти девять тысяч километров сложнейшей трассы и финишировать через две недели в аргентинском Росарио. Руководитель команды КАМА мастер Чагин рассказывает, что особенность ралли — большое число горных этапов. В Боливии высота их достигает трех с половиной — четырех тысяч метров. А это повышенные ударные нагрузки для экипажей, тряски, возможны серьезные головные боли. Но ведь в таких случаях и проверяется характер гонщика. Все понимают, что лучший способ испытать себя — попасть в сложные условия: туман, ливень, наводнение. Вот где порой все решают характер и целеустремленность…

Анатолий Журин