ИНТЕРВЬЮ С АЙРАТОМ МАРДЕЕВЫМ И ЭДУАРДОМ НИКОЛАЕВЫМ

"КАМАЗ-мастера" не сидят без дела: позади остался этап чемпионата России в Астрахани и выставка в Москве, впереди - благотворительный забег "Ред Булл" в Коломне. Все это - на фоне продолжающейся работы по доводке техники. Корреспондент "Чемпионата" встретился с Эдуардом Николаевым и Айратом Мардеевым и расспросил гонщиков обо всех последних новостях. - Айрат, как быстро восстановились после победного "Дакара", как провели время после возвращения в Россию? Айрат Мардеев: Уже отошли от "Дакара", соскучились, хочется заново проехать гонку. Я на "Дакаре" не наездился, так что с удовольствием вернулся за руль. Был этап чемпионата России в Астрахани, перед ним еще проехали тесты - полторы тысячи километров за три дня намотали. Так что началась серьезная подготовка. Ищем, как еще можно улучшить грузовики. Уже есть наработки, на тестах уже испытывали несколько новинок. - Какие новинки, например? А.М.: По подвеске мы очень хорошо поработали. Один автомобиль у нас сделан на пружинной подвеске. В Астрахани им управлял Дима Сотников и занял первое место. Машина интересно себя показывает, она совершенно другая по езде. Можно ехать очень быстро, но мы видим как плюсы, так и минусы. Вот хотим найти больше плюсов, чтобы точно решиться и перейти на такой вариант. Но один из минусов - надежность: при выходе из строя одного из амортизаторов темп падает в разы. Подвеска становится очень мягкой, невозможно ехать! А вот на нашей старой подвеске можно вообще без амортизаторов ехать, почти не снижая скорости, - Эдик это доказывал, когда оторвал четыре амортизатора и лишь немного потерял в темпе.

- Так реально ли добиться надежной работы нового варианта? А.М.: Да, вполне. Амортизатор вышел из строя всего один раз, и наши поставщики нашли причину: был небольшой брак. Они говорят, что это было исключение из правил. Надеемся, по надежности амортизаторы не будут подводить. А по скорости мы видим, где на новой подвеске можно ехать быстрее. Ну, еще будет много тестов и гонка в Элисте. Еще мы работали по трансмиссии, чуть меняли настройки "раздатки". Идут мелочи, по чуть-чуть добавляем - в том числе по надежности. Еще у меня в Астрахани стоял опытный образец мотора: там еще больше деталей изменено по сравнению с серийным вариантом, мы их сами производим. Получилось немножко повысить крутящий момент и мощность. Специально выбрали агрессивные настройки момента, чтобы проверить, выйдет двигатель из строя или нет. Астрахань проехали на нем нормально. - Во время визита в редакцию "Чемпионата" Владимир Чагин подтвердил, что в этом году будет построен капотный грузовик. Как с ним обстоят дела? А.М.: Все по плану идет. Рама есть, кабина строится. Как и планировали, первым выездом капотника станет Элиста. Ждем эту машину, хочется скорее ее попробовать и посмотреть, почему все так рвутся перейти на капотники. Конечно, на картинках непривычно видеть "КАМАЗ" в капотном варианте. Но самое главное - время на финише. Если капотник будет показывать более высокое время, чем наши предыдущие грузовики, то думать не станем и сразу перейдем.

Айрат Мардеев

- На "Золоте Кагана" "КАМАЗ-мастер" осознанно перемешал экипажи, посадив к пилотам "чужих" штурманов. Какие ощущения, Айрат и Эдуард? Эдуард Николаев: Как сказал наш руководитель Владимир Чагин, надо уметь перестраиваться под любого штурмана. В гонке может быть всякое: например, если прямо перед ней по какой-то причине случится замена. Конечно, непривычно, когда впервые за несколько лет рядом с тобой садится другой человек. Но на то мы и команда, чтобы подстраиваться друг под друга. Я ехал с Робертом Аматычем и доволен им. Да, я рассказал ему о ряде моментов, которые мне мешали ехать быстрее, - думаю, если он их подкорректирует, то и его пилоту Антону Шибалову тоже станет лучше. Тонкостей предостаточно! Думаю, все что-то отложили для себя в голове. И самое интересное, что мы с Айратом тоже попробовали себя в роли штурманов во время тестов! Вы знаете, я был очень удивлен, что с Айратом в качестве штурмана я ехал практически в своем темпе. Айрат диктовал хорошо и не просил, чтобы я ехал тише. Считаю, тут заслуга и Айдара Беляева, который много лет ездит с Айратом. Да и у меня есть большой опыт работы с разными штурманами. У всех есть свой почерк - и у Айрата чувствовался почерк Беляева! А.М.: Целый день тестов мы так проехали - сначала я был штурманом у Эдика, потом наоборот. В другой машине так же работали Андрей Каргинов и Дима Сотников, в третьей - Антон Шибалов и Сергей Куприянов. Очень интересный опыт, начинаешь лучше понимать штурмана. - Я так понял, что Эдуард уже практически готов взять вас штурманом в экипаж! А вы бы его взяли, Айрат? А.М.: Конечно! У нас очень хорошие отношения, так что я думаю, что любой из нас может проехать в роли штурмана. Но, конечно, после тренировок - с листа никто не проедет. Это сложная работа. Много тонкостей, даже когда разрисовываешь легенду: каждый цвет маркера важен, мы консультировались у наших штурманов, что и как выделять. Э.Н.: Нам повезло, что мы ездили с сильными, мощными штурманами. Этот выезд был нацелен на работу с молодыми штурманами, и сам Айдар Раисович Беляев признался, что пока мы на голову выше новичков - именно за счет опыта. Они никогда не сидели в кабине! А если ты несколько лет ехал пилотом, то ты не "нулевик", сам знаешь, как пилоту четко продиктовать цифру, поворот, с какой интонацией. Новичка учит как раз таки опытный пилот и опытный штурман.

А.М.: Раньше мог бы, скажем так, осуждающе посмотреть на штурмана, если он лево-право перепутал. Теперь уж так точно не будешь делать! Ибо понимаешь, что на раз-два так можно сделать. Э.Н.: В тряске очень непросто следить за приборами, отсчитывать счетчик до следующей привязки или поворота. Все надо отсчитывать в уме, тут еще и математика очень серьезная! На это сильно отвлекаешься. Так что мы поражены работой штурманов. Не зря говорят, что 80 % победы зависит от работы штурмана. Пилот борется за секундочки и минуточки, а штурман может как помочь отыграть эти секундочки, так и потерять, причем очень много. Конечно, сам штурман будет себя в душе корить за ошибку, но надо показать ему, что относишься к случившемуся с пониманием. И тогда на следующий день вы обязательно отыграетесь. - Вернемся к "Золоту Кагана". Можете рассказать, как для команды сложилась гонка?

 А.М.: У нас выезжало шесть экипажей, все действующие пилоты с перетасованными штурманами и прежними механиками. Мы совместили гонку с большим числом испытаний в соревновательном режиме. Кроме МАЗов, конкурентов не было, а потому была разрешена любая внутрикомандная борьба - это подстегивает всех. Для моего экипажа гонка прошла неплохо: второй результат. Я ехал с Игорем Девяткиным, это самый молодой по опыту из наших штурманов. С каждым днем был виден прогресс, как он начинал работать все быстрее. Даже сложные ситуации он может быстро разбирать. Да, были ошибки, но я уверен, что к следующему "Дакару" он их проанализирует, и Диме Сотникову будет еще проще держаться в темпе лидеров. Э.Н.: Согласен, что это была очень полезная тренировка. Ехали по темпу не слабее, чем на "Дакаре". Если мы боремся с собой, то можно считать, словно рядом едут и де Рой, и Лопрайс. Я ехал с Робертом Аматычем, и он понимал, что темп немного выше, чем он привык, - старался подстраиваться. Плюс у каждого экипажа были свои дополнительные задания - их выполнение обсудим на собрании, когда вернемся на базу. Мы копим информацию к "Дакару". На сентябрьских тестах соберем автомобили из узлов на основе испытаний, которые проводили все пилоты. Что касается результата, то он не такой, какого хотели. К большому сожалению, вышла из строя коробка передач - никогда прежде такой поломки не было! Но сейчас вырос темп, машине серьезно достается. Усовершенствованная в прошлом году подвеска позволила ехать быстрее, и нагрузка пошла не только на экипаж, но и на узлы и агрегаты. Пока есть догадка, что поломка произошла из-за слишком сильной тряски: корпус не выдержал и лопнул. Сейчас изучаем все нюансы, чтобы поломка не повторилась на "Дакаре". Что ж, проверили активность наших механиков - и они заменили коробку всего за три часа или даже чуть быстрее, это отличный результат! Так что механики у нас в хорошей форме.

- Удивились, услышав, что Алеш Лопрайс присоединился к команде Жерара де Роя? И верите ли, что голландец позволит чеху опередить себя? А.М.: Для нас было неожиданным узнать о такой новости, увидели ее в Интернете. Сначала подумали, что это первоапрельская шутка, но потом увидели официальный пресс-релиз. Тогда поняли, что у Лопрайса серьезный настрой. Были немного удивлены: всю свою карьеру Лопрайс был ближе к нам, чем к де Рою. Посмотрим, как они сойдутся. Думаю, де Рой не позволит ему быть номером один, но и Лопрайс не допустит, чтобы его сделали номером два. Они оба будут стараться показать максимальный результат. Понятно, что команда де Роя в первую очередь работает на самого Жерара, но им очень хочется победить. Так что если у Лопрайса что-то будет получаться лучше, то де Рой уступит. Сейчас голландцу важнее, чтобы победила команда: этого ждут все его партнеры, ведь они вкладываются в команду, а не в конкретного пилота. - Эдуард, а вы бы на месте Лопрайса остались №1 в "МАНе" или пошли к де Рою? Э.Н.: Я об этом не задумывался, ведь предан "КАМАЗ-мастеру" и надеюсь всю жизнь выступать только на нашей марке автомобиля. А так я поддерживаю Айрата: думаю, у них будет борьба, Лопрайс не станет вторым номером. Наверное, что-то будет зависеть и от суммы, которую вкладывает Алеш. Де Рою сейчас главное, чтобы "Ивеко" было на первом месте, а кто за рулем - второй вопрос. Они готовы идти на все, лишь бы объехать "КАМАЗ"! Что ж, так только интереснее: конкуренты не опускают руки, так что никто не скажет, что "КАМАЗ" выиграл без соперников. Вот на что конкуренты идут! Можно сказать, де Рой и Лопрайс врагами были, не разговаривали друг с другом. А сейчас понятно, ради чего все это делается! Вообще де Рою нелегко - все слышали, что он совсем недавно потерял штурмана. Мы соболезнуем Жерару. Знали его штурмана, причем еще до того, как он начал ездить с де Роем. Очень адекватный человек, всегда здоровался, приятный в общении. Очень сожалеем, что так произошло. - Реально ли в ралли-рейдах понизить риск подобных аварий? А.М.: Во всем автоспорте это нереально - что в классическом ралли, что в ралли-рейдах, что в Формуле-1. Даже в Ф-1 только-только произошла авария с Бьянки. В любой серии есть опасность. Наверное, и это привлекает нас: всегда ты на грани, идешь на риск. Без этого автоспорт не был бы таким интересным и привлекательным для всех.

- И последняя тема. Во время беседы не мог не обратить внимания, как вы оба похудели, особенно Айрат. Вас еще сильнее стали гонять на тренировках на базе команды? Э.Н.: Спортсмены должны быть подтянутыми, не так ли? С каждым годом нагрузка на организм растет: и в гонках, и за счет командировок, усиленных тренировок. Ехать в темпе лидера "Дакара" трудно, требуются большие нагрузки. Скорости растут - и растет нагрузка на экипаж. Приходится заниматься более активно. Сейчас к тому же готовимся к марафонскому забегу, который пройдет в Коломне 3 мая. Это тоже очень полезно при работе над выносливостью. Мы пробежим на 1500 метров, а зарегистрировались на 12 км. Начали бегать каждое утро до работы. Потом вечером спортзал, ну и сама работа. А.М.: Хочешь не хочешь, а похудеешь! С нами работает диетолог: готовит нам завтрак, обед, полдник… Все по расписанию, определенные продукты. Я сбросил очень много, уже 13 кг. И это реально чувствуется! Помню, как мне было тяжело на гонке в Астрахани год назад, а сейчас стало легче. Не зря говорят, что лишний вес мешает. Вообще у нас на целый год расписана программа подготовки к "Дакару", и бег - одна из составляющих. Вдобавок к этому забег в Коломне - благотворительная акция, и мы надеемся, что поможем внести небольшой вклад в лечение болезней. - Кто, судя по тренировкам, бегает в "КАМАЗ-мастере" лучше всего? Э.Н.: Есть у нас такой человек! Конструктор Фарид Муссалямов. У него вообще нет автомобиля, он в любую погоду и время года ежедневно набегает 10 километров - у него от дома до работы как раз пять. И еще бегает в лесу! Раньше даже занимался профессионально. Когда мы предлагаем ему купить хоть какую-то машину, он отказывается. Фарид заявился на дистанцию в 50 км, и мы впечатлены его подготовкой! А.М.: Пока мы пробегаем круг, он успевает три! Вообще сначала думали, что просто побежим - и побежим. А как начали тренировки, так вдруг суставы заболели, чего прежде никогда не было. Не думал, что в таком возрасте у меня могут возникнуть такие проблемы! Теперь понимаем, как все в беге непросто. Так что кенийские марафонцы - какие-то наивысшие люди, не от мира сего!