Господа соперники, вам фора!

Смена состава

На „Дакаре-2012“в бой идут те, кого мы уже успели как следует рассмотреть на недавнем „Шелковом пути“ (см. ТА № 10/2011). Освежить память помогут и кадры телемет-рии теста накануне отправки боевых машин на преддакаровскую техпроверку.

Какие молодые лица!.. Впрочем, этим пилотам почти столько же, сколько было Чагину, когда Якубов впервые поехал с ним штурманом, а теперь Чагин на его месте: учит молодых быть пилотами и учится сам быть тренером, руководителем.

Не будем к нему приставать с расспросами, еще не время. Лучше прислушаемся к тому, о чем размышляет сегодня руководитель команды „КАМАЗ-Мастер“.

 

С.С. Якубов: „Почему я поменял состав? Конечно, проще было плавно перейти от побед „старичков“ к „юношам“. Номолодежь, даже если еще и не умеет кусаться, уже может показать зубы. Значит, надо дать им возможность кусать. Такое решение ускоряет получение результата…“

 

После одного из этапов „Шелкового пути“ мы разговаривали с одним из молодых пилотов. В пыли и поту, еще не остыв от накала спортивных страстей, он мысленно прокручивал пройденное (тоже своего рода телеметрия): „Еду — смотрю дядя Фирдаус меня догоняет, ну я сбросил немножко, неудобно же… Он мне махнул: мол, едь. Тогда я, конечно, поднажал…“

 

Цена победы

Рейтинг Якубова пилотов „Дакара“ (см. ниже) в классе грузовиков объективен и не предвзят.

С гроссмейстерским хладнокровием „КАМАЗ-Мастер“ убрал с дакаровской доски две „тяжелые“ фигуры — ферзя (Чагин) и ладью (Кабиров). Шахматную аналогию можно продолжить: грамотная игра этих двух фигур по сути беспроигрышна так же, как и непобедима была „связка“ Чагин-Кабиров.

Каким может быть настроение противника, который немало сил положив на то, чтобы подготовиться к матчу, садится за шахматную доску и… узнает, что ему дали фору да еще какую? Слабый обрадуется, а сильный?

 

Жерар Де Рой: „Я уже тысячу раз сказал и повторю еще: мне не нравится, что Владимир ушел. Теперь, даже если я выиграю „Дакар“, все скажут: ты первый, потому что нет Чагина…“

 

Алеш Лопрайс (после рокировки золотого и серебряного призеров на „Шелковом пути“): „Я не хотел победы такой ценой…“

 

В случае победы над Кабировым соперникам можно было бы неистово ликовать (если бы, конечно, такое произошло и если бы, конечно, не витала над всеми тень недосягаемого „царя Дакара“). А так — новые автомобили-„капотники“, привлеченные в команды сильнейшие раллисты — ради кого все это?

А что если эти мальчишки сумеют их прев-зойти?! Мы же помним, что и после форы на воображаемой шахматной доске осталась еще одна ладья (не говоря уж о том, что и пешкам не заказано выйти в ферзи).

 

Смена стереотипов

Десять дакаровских побед — такое не для слабых нервов впечатлительных людей хоть у них, там, хоть у нас, здесь. На западе „КАМАЗ-Мастер“ считают профессиональной спортивной командой, а у нас в России — заводской командой.

Когда на прошлом „Дакаре“ Volkswagen занял весь подиум, в Европе ликовали. „КАМАЗ-Мастеру“ этого подиума не хватило (четыре первых места!), в России скептики пожали плечами (мол, молодцы, конечно, но может быть, все дело не в нашей силе, а в их слабости?), зато пиарщики команды MAN не растеряли оптимизма (мол, так и так, КАМАЗ первый, а мы сразу же за ним).

 

С.С. Якубов: „Я спросил себя: а туда ли мы идем? Четыре первых места, пять, шесть, семь… Какой смысл в коллекционировании этих мест? Мы можем позволить себе сделать шаг назад и начать все заново, а именно: стремиться к недостигнутому. Это новая и самая важная ступень в развитии и сплочении коллектива. Мы — не просто спортивная команда, мы — общность людей, объединенных цельюГонщики мы месяц в году, остальное время мы — творческий коллектив, который способен решить любую задачу: создать на базе спортивных грузовиков спецтехнику, вырастить в своем коллективе звезды. На основе коллективного опыта и огромной работоспособности нам удается творить интересные вещи. Это уже больше чем спорт. Нет ничего страшнее, чем самоуспокоенность. Победа не дает такого импульса, как поражение. Если мы правильно поймали момент, то не только не потеряем ту силу и мощь, что у нас была до сегодняшнего дня, но и приумножим ее. Это проверка коллектива и тех, кто в нас верит…

 

План Б

И все же, на взгляд автора, все происходящее в „КАМАЗ-Мастере“ — план Б. Каким был бы план А, можно лишь предполагать, исходя из мимолетно брошенной Якубовым фразы: „Если бы меня не высадили на ходу, сломав все мои планы, то я бы участвовал в гонках до шестидесяти пяти вместе с Чагиным, подтаскивая молодых. Меня высадили — это ускорило принятие решения Чагиным. Все вместе взятое — серьезное вмешательство в мою конструкцию“.

За аналитичной беспристрастностью профессионального конструктора — спортивная горечь рискового человека (после аварии на „Дакаре-2007“, как вы помните, Семен Семенович решил вернуться штурманом на „Дакар-2010“, но врачи решили по-своему). Теперь он тоже рискнул, потому что риск, как известно, дело благородное.

 

Полный текст статьи вы можете прочитать в журнале "Тюнинг автомобилей" № 12