Душа обязана трудиться....

"Элита Татарстана" декабрь, 2008

В состав всемирно известной спортивной команды «КАМАЗ-мастер» входят и женщины. Ольга Ивановна Якубова – одна из них. Невозможно одним словом определить её место в команде, поскольку деятельность этой женщины многогранна. Она признанный дизайнер, создавшая привлекательный внешний облик всему материальному, что относится к понятию «спортивная команда «КАМАЗ-мастер».

У нее много лиц: она женственная и строгая, ранимая и требовательная, мудрая и жесткая, хрупкая и мужественная, но неизменно – великая труженица. Её жизнь можно поделить до встречи с С. С. Якубовым и после, так как последние 20 лет они вместе строили свои взаимоотношения, одновременно, будучи партнерами по созданию спортивной команды «КАМАЗ-мастер». Поэтому нынешнее 20-летие спортивной команды совпало и с их личным юбилеем. 

Роман с продолжением

Судьба не раз сталкивала двух камазовцев Семена Семеновича Якубова и Ольгу Ивановну Ворошнину. Но познакомились в Москве, куда приехали на очередную выставку. Когда он увидел ее в московской дирекции КАМАЗа, то был просто ошеломлен. Он не сомневался в том, что перед ним москвичка и никак не предполагал, что эта эффектная женщина, которая поразила его в самое сердце, живет в Набережных Челнах и более того – они соседи по дому. С той поры они не расставались. 

Их чувства не раз подвергались испытанию на прочность. Серьезным испытанием для Якубовых стала трагедия, случившаяся в 1994 году. Не стало дочери Леночки. Оля тяжело переносила потерю, казалось, жизнь остановилась. Тот год был переломным в их совместной жизни. Они оба решили уйти со своих высоких постов на КАМАЗе. Решение это далось непросто. Семён Семёнович тогда занимал должность директора научно-технического центра. В 1994 году ему поступило предложение стать техническим директором КАМАЗа. Это означало целиком посвятить себя производственной деятельности, обделив семью, пережившую горе утраты любимой дочери. Полгода генеральный директор Н. И. Бех не отпускал Якубова, давал ему время на размышление. Вот тогда Семен Семенович принял единственно верное решение: «Оля, мы будем работать вместе». Ольга Ивановна Якубова оставила должность директора рекламного агентства «КАМАЗ». Конечно, они с КАМАЗа не ушли. С. С. Якубов стал советником генерального директора, полностью занявшись спортивной командой. Оля же продолжала, как и прежде, помогать мужу, проявляя себя в качестве дизайнера. Сегодня по истечении времени, Семён Семёнович уверенно заключает: «Это был единственный путь сохранения наших взаимоотношений». 

Корни

Ольга - романтик. Да, Любовь может быть вечной, если её лелеять, ухаживать за ней, дабы не дать зачахнуть. Она считает, что время от времени женщина должна задавать себе вопрос: являюсь ли я тем источником энергии, которая заставляет мужчину очертя голову совершать благородные поступки, подвиги, брать на себя ответственность? Высокая планка, однако. Не всем по силам. 

У Оли было с кого брать пример. Человеческую и художественную сущность личности Ольги Якубовой невозможно понять без её корней: без родителей, без бабушек, без семейных традиций, которые она бережно хранила, и которые ей пригодились в жизни. Накопленный предыдущими поколениями жизненный опыт не раз выручал её, родословное дерево обрастало последующими корнями, становилось более ветвистым. Оля знает свою родословную с 1700 года. 

Её родители Лидия Дмитриевна Литвиненко и Иван Николаевич Вильмсен прожили 30 лет в счастливом браке. «Папа рано ушёл из жизни, ему было 53 года. Мама пережила его на 17 лет, постепенно угасая без любимого человека, однажды сказала: «Мне холодно без него, как на Северном полюсе». Из воспоминаний сестры Оли Елены Ивановны Трагер: «Папа умел красиво ухаживать, мама очень дорожила им, боялась его потерять. Это была любящая пара». Родители познакомились в Омском педагогическом институте, обучаясь на физико-математическом факультете. После окончания учебы дипломированные педагоги получили распределение в маленький сибирский городок Исилькуль, где и родились две дочери Ольга и Елена. Там находилось педагогическое училище, где они и преподавали: Иван Николаевич - физику, а Лидия Дмитриевна – математику. Вслед за дочерьми – Олей и Еленой – родители приехали в Набережные Челны в 1979 году и поступили на работу в торгово-кулинарное училище. Оля помогала отцу в оформлении кабинета физики. Здесь Иван Николаевич проработал неполных три года, а Лидия Дмитриевна – пять лет. 

Характер Оли проявился в отстаивании своего предназначения. Родители всерьёз не принимали её увлечение рисованием и внушали: женщине подходит профессия фармацевта, налегай на химию. Отступили только после разговора с преподавателем художественной школы Виктором Степановичем Гребенниковым. Он убедил их в том, что у Оли есть способности. Удивительным человеком был её учитель, он многое дал будущему дизайнеру. После окончания средней школы Оля поступила в Свердловский архитектурный институт, на факультет промышленного дизайна. Слово «дизайнер» в начале 70-х годов ещё только входило в обиход, привлекало своей загадочностью, новизной. 

Намоленное место священно

Город Набережные Челны в биографии дипломированного дизайнера появился не случайно. Молодой, он сулил воплощение самых смелых проектов. Оля приехала в Набережные Челны в 1976 году. С первых дней она, молодой специалист, связала свою судьбу с КАМАЗом: начинала в отделе главного архитектора художником-проектировщиком. 

Отдельная история связана про появление товарного знака автомобиля «КАМАЗ», всем известного ныне изображения стремительного коня. Случилось это в 1985 году, когда Оля стала начальником отдела рекламы производственного объединения. Она обнаружила, что отсутствует визитная карточка как у автомобиля так и объединения в целом. Прежняя надпись «КАМАЗ» не могла служить товарным знаком. После долгих поисков новый руководитель, отвечающий за рекламу камазовской продукции, остановилась на образе коня. Решение вытекало из знания истории Татарстана, где издревле спутником человека была лошадь. 

Идею поддержали руководители КАМАЗа, а авторство графического рисунка принадлежит художнику московского института промышленной графики В. Марковскому. И вот уже более двух десятков лет мустанг ассоциируется с КАМАЗом, является символом широколобых грузовиков, способных преодолеть любые препятствия на своём пути. «Вся красота команды – творение её рук», - так коротко и ёмко охарактеризовал роль Ольги Якубовой в команде заместитель директора по строительству Центра Фаиз Ильясов. «Дизайнер до мозга костей», - сказал о ней Владимир Чагин, пилот чемпионского экипажа. А Семен Семенович считает: хоть официально Оля в штате спортивной команды состоит с 2000 года, но работает на неё 20 лет. Ещё с той поры, когда она (с 1987, будучи директором рекламного агентства «КАМАЗ»), по сути, принимала непосредственное участие в создании команды. Начинала с разработки желтых тентов, впервые появившихся в дизайне трехосных автомобилей. С 1995 года Якубовы целиком посвятили себя спортивной команде – детищу Семена Семеновича, которое стало их общим делом. В начале 80-х годов дизайнеру Оле Якубовой довелось участвовать в работе центральной учебно-экспериментальной студии художественного проектирования под руководством москвича, профессора Евгения Абрамовича Розенблюма. В тот период он занимался замечательным делом - восстановлением музеев в городах, привлекал к этому молодых проектировщиков, опекал их, помогал в творчестве. 

На вторую половину 90-х годов приходятся драматические события. Комплекс заводов «КАМАЗ» оказался в катастрофическом состоянии: резко упал объем выпуска продукции, опустели корпуса, работники месяцами не получали зарплату. Но команда из 25 человек не собиралась сдаваться. В поисках спонсора буквально обзвонили, объездили, чуть ли не всю Москву. И нашёлся-таки небольшой коллектив под названием «Мастер», руководитель которого в трудную минуту поддержал спортсменов, поверил им. И о КАМАЗе вновь заговорили, причем - как о победителе. Наверное, в истории рекламы не было более захватывающего проекта, чем этот: заявлять на весь мир о мощи и непотопляемости почти бездействующего предприятия. В знак признательности спонсорам из Москвы к названию спортивной команды добавилось слово «мастер». 

В ту пору Оля Якубова, превозмогая боль от потери близкого человека, возвращалась к жизни. Занималась дизайном одежды, автомобиля, писала книгу, которая вышла в свет к 10-летию команды. В 1996 году после затворничества, Семен Семенович привез ее в цех, посадил в кабину спортивного грузовика, который готовили к ралли. Мимо проходили ребята, молча улыбаясь Оле. 

А ещё её спасла земля. Однажды, в том же 1996 году, Якубовы выехали на поляну. Рядом несла свои воды широкая Кама, поодаль от берега возвышались сосны, березы. Глядя на окружающую природу, Оля поймала себя на мысли: хочу остаться здесь. Семен Семенович предостерег: это же целина. Тогда родилась идея совместного досуга команды, площадка вполне подходила для устройства праздников. Но вначале ее предстояло подготовить. Про команду говорили: они живут одной семьей. Это выражение появилось тогда, когда все вместе обрабатывали этот кусок земли. До этого их объединяла спортивная гонка, работа, а скрепил досуг. Весной 1997 года вся команда дружно приступила к обработке земли, осенью посадили первые яблони. Оля угощала всех своими заготовками, с сестрой пекли пирожки. Общими усилиями расчищали дорожки, разбили лужайку. Настали и дни рождения, когда на газоне расставлялись столы, а на импровизированной сцене разворачивалась развлекательная программа, составленная своими силами. А что команда действительно талантлива во всем, убедились участники юбилея Семена Семеновича, прошедшего в июле 2007 года. Спортсмены поразили гостей исполнением песен и интермедий собственного сочинения. 

Последнее достижение Ольги Якубовой – дизайн Центра спортивной команды «КАМАЗ-мастер». Цветовое решение, интерьер помещений – дело её рук. Каждый квадратный метр продуман, просчитан и подчинен законам красоты, комфорта. Строительство началось в марте 2005 года, и не верилось в то, что оно завершится. Бывший генеральный директор КАМАЗа Николай Бех не раз задавал вопрос Якубову: «Семен, ты веришь в то, что построишь?» Получив утвердительный ответ, не скрывал сомнения: «Ты единственный, кто в это верит». Чего-чего, а трудностей хватало с лихвой. Вначале не просто было добиться разрешения на строительство Центра, потом много времени ушло на поиски средств, когда финансирование наладилось - чинили препятствия недоброжелатели. Но такой проект не мог не найти поддержки. И он был поддержан. Сначала генеральным директором ОАО «КАМАЗ» С.А.Когогиным, потом Президентом Татарстана М.Ш.Шаймиева и Премьер-министром Р.Н..Миннихановым. И только благодаря совместным усилиям удалось сдвинуть вопрос с «мертвой точки».Год прошел с того дня, когда строительство завершилось, а организаторам этого фантастического проекта до сих пор не верится: неужели справились? 

Вместе по жизни

Все победы на ралли-марафонах, свершения на почве создания нового спортивного автомобиля достигаются людьми уникальными, людьми «штучного изготовления». Они бесконечно преданы избранному делу. И в спутницы жизни выбирают способных обеспечить надежный тыл: умеющих воспитывать детей, вести домашнее хозяйство. Им нужны соратницы, источники вдохновения, хранительницы семейного тепла. Ольга Якубова смогла не только стать соратницей, единомышленником мужа, но и в полной мере осуществить своё предназначение дизайнера, найти себя в спортивной команде «КАМАЗ-мастер». За разработку дизайн программы «КАМАЗ-мастер» в 2001 году она заслужила звания лауреата государственной премии России. Её труд вошёл в учебник для студентов вузов «История дизайна науки и техники», автором которого является В. Ф. Рунге. В дизайн программу вошло несколько тем. Это разработка графики, кабины, кузова, рабочего места спортивного грузового автомобиля. Отдельная тема - проектирование экипировки, куда входят фирменный флаг, средства индивидуальной защиты, аксессуары, бивуак команды. Программа также включает полиграфическую продукцию: книгу, буклет, открытки, визитные карточки, календарь. Одновременно автор дизайн программы отвечает за организацию выставок, за связь с общественностью. Она ведет круг направлений, которые можно объединить одним словом – создание положительного имиджа не только спортивной команды, а также в целом всего КАМАЗа. «Мы с Олей стараемся быть вместе, и чем дальше по жизни - тем ближе друг другу», - признается Семен Семенович. – Наш образ жизни таков, что нельзя провести четкую границу между работой и домом». Заметим, однако, разницы между домом и рабочим кабинетом Семен Семенович не видит и потому, что Оля, как заботливая жена и талантливый дизайнер, создаёт любимому повсюду атмосферу уюта. Иногда они допоздна засиживаются в рабочем кабинете, благо здесь имеется кухня, где всегда можно перекусить. 

Что вкладывает женщина в понятие «любовь»? «Когда она большая, - считает Оля, – женщину хватает на всё, мужчина в состоянии это увидеть, воспринять, понять: насколько для него важно быть любимым». 

- А ещё, - заметила её сестра, - Оля умеет отдавать себя всю, без остатка. «Заленись – и всё зарастёт». 

«Душа обязана трудиться…»