Десять лет на троих

Десять лет на троих


Идеальная комбинация

Можно предположить, что в далеком 1996 году многие коллеги из других команд считали решение создателя и руководителя команды «КАМАЗ-мастер» Семена Якубова поставить пилотом одного из боевых экипажей ранее не выступавшего в таком качестве на ралли-рейдах Владимира Чагина – довольно смелым решением. 

На самом деле, сесть за руль гоночного КАМАЗа Володя хотел всегда. Даже в далеком 1990 году, когда состоялось дебютное и неудачное выступление челнинских грузовиков на «Дакаре». Тогда он впервые отметил свой день рождения – двадцатилетие – вдали от дома, что со временем превратилось в традицию. К своей мечте Чагин шел долгих семь лет, Семен Семенович присматривался к нему, учил, смотрел, как реализуется потенциал парня в работе механика, в цехе, на гонках. Когда же молодой человек совсем уж было отчаялся и даже надумал уходить, Якубов открыл карты:

– Потерпи еще год. Я хочу, чтобы ты не просто поехал, а стал одним из претендентов на победу. Но для этого я поеду с тобой штурманом.

Третьим в экипаж было решено взять самого лучшего механика команды «КАМАЗ-мастер» – Сергея Савостина. В пользу его кандидатуры говорило еще и то, что с Владимиром Чагиным их связывала давняя дружба. Познакомились они в 1993 году, когда вместе, в составе специальной группы, работали над созданием двухосного спортивного КАМАЗа. Вкалывали по двадцать часов в сутки и стали очень близкими людьми. Сергей относился к Володе, как к младшему брату, во всем помогал ему, подстраховывал, их семьи тесно общались. 

Поэтому Семен Якубов предположил, что внутренняя атмосфера их маленького коллектива должна сложиться идеально. Если только ему самому удастся органично влиться в него. Но это, по его же признанию, случилось еще до того, как они сели в машину. 

– Отношения сложились с самой первой гонки, – вспоминает Владимир Чагин. – Мы сошлись характерами, несмотря на то, что возраст у всех разный. Психологический климат в коллективе играет большую роль. Во время гонки мы практически не разговариваем, не считая обсуждения трассы или того, что написано в роудбуке. Ни одной лишней фразы не произносится, каждый занят своим делом. Партнерам не приходится объяснять, как и что делать, даже смотреть друг на друга не нужно. 

– У каждого из нас существует огромное уважение к двум другим соратникам, – дополняет слова коллеги Сергей Савостин. – И дружеские отношения на протяжении многих лет. Безусловно, мы прекрасно осознаем то, что Семен Семенович наш руководитель. Но служба с дружбой прекрасно уживаются в нашем коллективе. В любой ситуации мы умеем находить общий язык.

– Володя – ярко выраженный лидер, – убежден руководитель команды «КАМАЗ-мастер». – Но при этом – очень тактичный человек. Он прекрасно понимает ситуацию, но поскольку я рядом, всегда советуется со мной. Я же вижу, что он вполне может работать и самостоятельно, поскольку не способен допустить грубую ошибку. 

Сережа Савостин в самые неожиданные, критические моменты всегда находит правильное решение. Никогда не отвечает на вопрос, не подумав, поначалу тщательно изучит проблему и после уже сформирует свое мнение. Я не помню случая, чтобы он неверно оценил обстановку, его анализ всегда правильный – как с технической, так и с жизненной стороны.

Мы все трое научились чувствовать острые моменты и всегда стараемся смягчить их. Поскольку очень ценим друг друга и наши взаимоотношения. 

На острие ножа

Дебют экипажа Чагин – Якубов – Савостин на «Дакаре» не был удачным. Их преследовали поломки, в результате чего со второго места они опустились на пятое.

Победа пришла спустя четыре года. После нее золотое трио покоряло «Дакар» в общей сложности пять раз. 

Но, говоря о Сергее Савостине, коллеги вспоминают не самую успешную гонку «Телефоника – Дакар 2005». Тогда их машина, которая на всех парах шла к финишу, получила серьезное повреждение – была пробита металлическая прокладка между блоком и головкой цилиндра. В отчаянной ситуации под рукой Сергея оказался именно тот инструмент, который и спас положение – ножницы по металлу. Из тела автомобиля был вырезан необходимый кусок металла, которым заделали пробоину. Однако вслед за этим из строя вышла и резиновая прокладка. Но у Савостина при себе оказалась запасная… 

Владимиру Чагину как пилоту нередко приходилось спасать положение, когда жизнь всех троих спортсменов висела на волоске. На одной из гонок КАМАЗ на предельной скорости в 180 км. в час шел по гравийной трассе. И тут, прямо на ходу, лопается шина одного из передних колес. Несколько раз машину бросало от одного края дороги к другому. Но Владимир сумел удержать автомобиль, как владелец овчарки рвущуюся с поводка собаку…

А вот, например, что рассказывает о Семене Якубове Сергей Савостин:

– В ралли-марафонах стартуют не все скопом, а каждый из участников в определенное время. Поэтому постоянно приходится кого-то обгонять, и тебя тоже хотят догнать. Когда обходишь машину, то мысленно представляешь, что в ней тоже сидит штурман. Но почему-то, может, виной тому сама атмосфера погони, ты никогда не думаешь о том, что он может ошибиться. Нередко бывало так, что идущая впереди машина уходила левее, и был огромный соблазн свернуть вслед за ней, но Семен Семенович говорит, что нужно наоборот – правее. И мы всегда шли верной дорогой, а те, кто были впереди, – сбивались.

Перед началом гонки «Лассабон – Дакар 2007» внутри каждого из спортсменов жило понимание того, что это определенный рубеж, за которым может начаться совсем другая история. Как-никак близилось десятилетие их маленького коллектива. В связи с тем, что летом Семен Якубов готовился отпраздновать шестидесятилетний юбилей, пошли слухи о том, что он в последний раз выезжает на «Дакар» в качестве штурмана…

– Если наш экипаж перестанет существовать, то это произойдет только по моей вине, – сказал Семен Семенович перед отъездом команды из Набережных Челнов. – Если не будет хватать здоровья, сил… Решение об уходе будет для меня очень тяжелым.

Но соратники Якубова по экипажу отреагировали на эти разговоры не без улыбки.

– Семен Семенович каждый год собирается ехать в последний раз, – прокомментировал «новость» Владимир Чагин.

На гонку ехали в приподнятом, боевом настроении. Перед стартом Чагину был сделан сногсшибательный сюрприз: свое тридцатисемилетие он отпраздновал хоть и на чужбине, но вместе с любимой женой…

«Лиссабон – Дакар 2007». На первом же европейском этапе машина несколько раз ударяется о многочисленные пеньки, один раз цепляется за дерево и из-за недостаточно внятно изложенной легенды теряет драгоценные три минуты, в результате чего приходит к финишу третьей. Но потом уверенно вырывается в лидеры.

Чтобы сделать зрелище более экстремальным, организаторы вводят новые правила: на каждом этапе грузовикам приходится стартовать вслед за джипами, их лидеры вынуждены постоянно обгонять по полсотни внедорожников, рискуя попасть в аварию. Представители команды «КАМАЗ-мастер» обращаются к устроителям соревнования, указывая на то, какое опасное положение создает данная ситуация. Но сигналы россиян остаются без внимания. 

…На четвертом этапе гонки «эффект джипа» дал себя знать. КАМАЗ, идя в пылевой завесе, оставляемой внедорожником, не замечает глубокой ямы радиусом в 4-5 метров
– Ее размер позволил передним колесам  не удариться, а прокатиться по ней, –вспоминает Семен Якубов. – Володя мастерски, на грани блокирования колес, затормозил, и с максимальным замедлением  машина клюнула и вышла без повреждений.Но сам Семен Семенович, занятый изучением дорожной легенды, не успел упереться, и после того, как грузовик сильно встряхнуло, услышал хруст в шее и потерял сознание.

Очнувшись, он понял, что получил серьезную травму левой руки, видимо, сильно ударившись ею после вынужденной «отключки». Пока штурман приходил в себя, пилот Владимир Чагин немного позднее, чем это требовалось в легенде, сбавил ход машины в зоне пониженной скорости. За что экипаж был наказан двадцатью минутами штрафа – и это на ралли, где дорога каждая секунда! (несмотря на это КАМАЗ продолжает лидировать, с существенным отрывом от соперников). 

10 января 2007 года, пятый этап трансконтинентального ралли-марафона «Уарзазат – Тан-Тан». У наших героев выходит из строя топливная система автомобиля. Починка занимает двадцать минут. После чего машина снова разгоняется и на предельной скорости – в 100-120 км в час – врывается в гонку. Но на ее пути вновь оказываются джипы. Увлеченные борьбой друг с другом, они, вопреки регламенту, отказываются пропустить КАМАЗ. Чтобы обойти их, грузовик на перекрестке (хотя в легенде тот был обозначен как поворот) отклоняется от трассы и на полном ходу врезается в груду высоких камней… 

Машина делает два кувырка и падает плашмя. Что было дальше, мир узнал из сообщений газет и телерепортажей. Фотографии раздавленной кабины КАМАЗа обошли весь свет…

Владимир Чагин, получивший сильный ушиб головы и сдавленный покореженными дугами безопасности, после извлечения из машины несколько раз терял сознание. Сергей Савостин получил перелом позвоночника в поясничной области. У Семена Якубова была сломана рука, да ушибленная нога распухла так, что не гнулась в колене.

После того, как Сергея и Владимира увезли, руководитель команды «КАМАЗ-мастер» еще четыре дня занимался эвакуацией разбитой машины. К товарищам он присоединился только в Берлине. Чагин, Якубов и Савостин снова были вместе, на сей раз на соседних больничных койках, в одной палате, в который раз поделив одну судьбу на троих. 

Пока наши герои лежали в больничной палате под присмотром симпатичных белокурых медсестер, их сотовые телефоны раскалялись до бела. Звонили соратники по команде, любимые жены, родственники, друзья. Но самое главное – болельщики, всеми правдами и неправдами раздобывшие их номера, буквально закидали спортсменов СМС-ками, а самые отважные решились даже позвонить.

– Я отчетливо понял тогда, что делаю то, что очень нужно людям, – вспоминает Владимир Чагин.

Держа перед своими руками фотографию тройки, сделанную в те дни в больничной палате, глядя на их веселые, упрямые, азартные и непобежденные лица, я понимаю, что с ними еще рано расставаться. И пусть Семен Семенович Якубов взял длительную паузу, атака террористов сорвала долгожданный реванш на «Дакаре-2008», да нелепая смерть мотоциклиста остановила победный путь к финишу «Трансориенталя», эти трое уже вписали свои имена в золотую летопись автогонок. И, честно говоря, мне лично кажется, что они нас еще порадуют.