6 ГЕРОЙСТВ "КАМАЗ-МАСТЕРА" НА "ДАКАРЕ"

На фоне победы Андрея Каргинова на "Дакаре" вспоминаем, какими геройствами отмечались в разные годы представители "КАМАЗ-мастера".

Неожиданный дебют Чагина

Если в наши дни Владимира Чагина все называют Царем "Дакара", то, как ни странно, были времена, когда в самом "КАМАЗ-мастере" нынешнего руководителя команды не пускали за руль грузовика. Например, на "Дакаре" 1991 года Чагин был простым механиком в экипаже "боевой технички" Евгения Доронина.

Однако, как говорится, не было бы счастья... В общем, Доронин сломал руку по ходу одного из спецучастков. До бивуака гонщик доехал, однако было понятно, что преодолеть следующие спецучастки ему будет не под силу. Вот тут и состоялся дебют Чагина, которому сесть за руль предложил Семен Якубов. До этого Владимир на грузовике практически не ездил, ни в каких командных тренировках не участвовал. Однако же втянулся, даже набрал темп и доехал до финиша! Как говорится, с корабля на бал. Правда, в качестве полноценного пилота Чагин затем отправился на "Дакар" только в 1996 году...

Владимир Чагин на "Дакаре-2004"

Ночь в пустыне без еды, но с минами

То еще приключение выпало на долю одного из камазовских экипажей по ходу "Дакара-1994". Грузовик под управлением Виктора Московских (штурман - Сергей Гиря, механик - Владимир Чагин) не выдержал испытаний африканского этапа: вышел из строя мотор. А время было суровое: трасса проходила по территории Марокко, Западной Сахары и Мавритании, где вовсю бушевала война, и только на время гонки все стороны заключали перемирие. Дакаровцы проезжают - боевые действия возобновляются.

Так вот перед камазовцами встал непростой выбор: или бросать в песках грузовик, фактически оставляя его на разграбление туземцам, или рисковать собственной жизнью и ждать подмоги с бивуака. Выбрали второй вариант, отправив с разными участниками записки Семену Якубову с координатами своей точки бедствия. А организаторам подписали бумагу - мол, всю ответственность за свою жизнь отныне несем сами!

В общем, грузовик, прорывавшийся сквозь военные кордоны и минные поля, пришлось ждать три дня! Закончилось все, как в фильме: ровно в тот момент, когда экипаж решил оставить грузовик и пешком выдвинуться в сторону ближайшего поселения (80 километров по безопасному пути, 30 - через мины), на горизонте показалась камазовская техничка. И люди, и грузовик были спасены.

Фирдаус Кабиров - победитель "Дакара-2009"

Травмы Кабирову не помеха

Дважды каким-то чудом завершал "Дакар" Фирдаус Кабиров, причем случалось это два ралли подряд. Сначала перед "Дакаром-2003" Кабиров порвал связки правого колена, неудачно упав. Врачи считали, что стартовать в гонке точно не получится, однако Кабиров, надев специальную эластичную шину, проехал весь маршрут и финишировал третьим!

Спустя год новая напасть. Уже на втором этапе грузовик Кабирова переносит сильнейший удар. Ломается подвеска, но черт бы с ней - у самого Фирдауса сдвиг поясничных позвонков, вызвавший блокировку спинных мышц. Однако и тут решение найдено: в дальнейшем используется специальный корсет, и вот в таком состоянии Кабиров заканчивает "Дакар" на второй позиции.

Мокеев сохраняет Кабирову победу

На "Дакаре-2005" Кабиров впервые становится победителем, однако этого выигрыша могло бы и не случиться. Вновь мешала травма, только на сей раз пострадавшим был не Фирдаус, а его механик Андрей Мокеев (к слову, в 2014-м он уже в роли штурмана выиграл вместе с Андреем Каргиновым).

После одного из прыжков и неудачного приземления Мокеев получил компрессионный перелом позвоночника. Казалось бы, нет никаких шансов на то, что Андрей сможет продолжить борьбу, а значит, надо сходить и всему экипажу. Однако врач "КАМАЗ-мастера" Сергей Бубновский все же сумел так восстановить Андрея, что тот выдержал оставшуюся часть маршрута - и камазовцы заполучили "золотой бедуин".

Возвращение Мардеева

В 2007 году Ильгизар Мардеев занял на "Дакаре" второе место, уступив только Хансу Стейси, но, наверное, не все знают, что Мардеев-старший пережил незадолго до такого результата. В 2005 году на этапе чемпионата России в Калмыкии Мардеев попал в серьезнейшую аварию - из-за легкового автомобиля, серьезно нарушившего правила. Так или иначе, в результате инцидента Мардеев получил целый ряд травм, да к тому же саратовские врачи выполнили свою работу не лучшим образом... В общем, Ильгизар балансировал на грани жизни и смерти и лишь через четыре месяца смог подняться с постели.

Ильгизар Мардеев вернулся на "Дакаре-2007"

Как рассказывает официальный сайт "КАМАЗ-мастера", Мардееву по сути пришлось заново учиться ходить. Сразу же после возвращения в Челны Ильгизар вернулся на работу и первым делом проверил, сможет ли подняться в кабину "КАМАЗа" и потом самостоятельно из нее выбраться. Мардеев справился, и стало понятно, что возвращению быть. Оно и состоялось на том самом "серебряном" "Дакаре" 2007 года.

Каргинов: третье место с переломом ноги и на трех колесах

У многих стоит в памяти окончание заключительного спецучастка "Дакара-2013", но такое грех не вспомнить еще раз. Итак, перед этапом Андрей Каргинов, еле-еле восстановившийся к гонке после перелома ноги, занимал второе место в общем зачете, опережая Айрата Мардеева и желавшего разбить камазовскую тройку Жерара де Роя. Все шло своим чередом, однако уже на второй половине этапа Каргинов проколол колесо.

Как известно, замена колеса на грузовике - это примерно 12 потерянных минут, и было очевидно, что вынужденная остановка точно будет стоить Каргинову места в топ-3. Решили ехать до финиша как есть, на стремительно теряющем воздух колесе. Кончилось тем, что колесо просто отлетело - мягко говоря, опасная ситуация, когда едешь по горному серпантину! Пару раз возникали крайне неприятные моменты, однако Каргинов и весь экипаж справились. Де Рой остался позади - как и спустя год на "Дакаре-2014".